Венская бронза – уникальное явление европейского прикладного искусства
конца XIX - начала XX века. Само определение «венская бронза» появилось
в начале двадцатого века, гораздо позднее той художественной продукции,
которая стала так называться в Австрии и во всей Европе в период модерна.
Главными её особенностями была мелкая скульптурная пластика - миниатюрные
фигурки тончайшей работы, отлитые и прочеканенные с ювелирной точностью,
раскрашенные вручную с использованием цветной патины и эмали.
Это были не только занимательные фигурки животных, людей, птиц, пресмыкающихся,
насекомых, растений, но и камерная скульптура из патинированной бронзы,
эпатажная эротическая скульптура, зачастую с «рискованными сюжетами», чрезвычайно
популярными в чисто мужской среде.
Знаменитая во всем мире, несмотря на свой малый размер и весьма не дешёвая, венская мелкая пластика часто преподносилась в качестве дорогого престижного подарка. Особенно ценились изделия венской бронзы с авторской подписью и клеймами известных австрийских производителей, таких как Берман и Бергман, Пётр Терещук и Йозеф Лоренцль.
Изначально каждый предмет был исключительно авторским изделием, выполненным в единичном экземпляре, но позднее практиковалось тиражирование работ некоторых авторов, при этом точность выполнения работы серийных предметов была несколько хуже, чем качество изначального предмета.
В венской камерной пластике коллекционерами всегда наиболее ценились изделия
не столько в манере европейской «натуралистической школы», сколько предметы
в духе ар-нуво и ар-деко. Несмотря на сильную конкуренцию со стороны французской
бронзы, они заняли на мировом рынке достаточно высокий ценовую позицию.
В дальнейшем «венскую бронзу» стали делать и в других странах, но обозначение
прочно прижилось к этому виду предметов интерьера.
История венской бронзы началась с маленького завода, открытого в 1850
году в Вене предприимчивым коммерсантом Матиасом Берманом. Этот завод перерос
в крупное производство, просуществовавшее до 2001 года. Матиас Берман стал
первым, кто начал отливать из бронзы реалистичные по характеру фигурки
животных. Предметы имели ряд характерных особенностей и клеймо – буква
"В".
Именно эта фабрика была знаменита широчайшим ассортиментом изделий. Венская
бронза отливались из латуни и бронзы. Использовались разнообразные техники
изготовления: от монохромного и полихромного патинирования до многоцветной
раскраски эмалевыми красками и золочения. Модели будущих изделий создавались
как работавшими на фабрике профессиональными скульпторами, так и «свободными»
художниками, у которых их покупали. Владельцы фабрики входили в состав
корпорации венских «жёлтых литейщиков». Матиас Берман (Mathias Bermann)
первый среди австрийских промышленников-фабрикантов стал изготавливать
для зажиточных представителей среднего и низшего классов скульптуры анималистического
характера.
В анималистике выпускались серии, состоявшие из собак, кошек, лошадей
разных пород и разных размеров. Домашние цветы в горшочках, птицы, бабочки
и разные насекомые изготовлялись в полном соответствии с их научным описанием
в ботанических атласах, словарях и энциклопедиях. Причём толщина металлических
крыльев бабочек равнялась 1—2 мм.
Восточная тема одна из первых нашла воплощение в коллекциях почти всех известных мэтров "венской бронзы". Это было связано со строительством и открытием Суэцкого канала. Но первым откликнулся Матиас Берман. Он был пионером, первопроходцем. Раскрашенные латунные фигурки животных вдруг потеснили на каминных полках своих изысканных фарфоровых конкурентов-французов. Учитывая опыт своих предшественников - парижских художников-анималистов производителей кабинетной бронзы, Берман пошёл своим путём: он уменьшил размеры своих работ почти до игрушечных, придав им характер декоративности, и внёс нотку гротеска. А яркая ручная полихромная раскраска тоже была позаимствована из арсенала конкурентов - использовались техники фарфорового производства.
Во второй половине XIX века ассортимент скульптурных изделий включал самые разнообразные миниатюрные скульптурки – сувениры, игрушки, изображавшие мужчин, женщин, детей. Выпускалась камерная «кабинетная» скульптура ориентальной тематики и малая пластика в виде ню, маленькие бюстики знаменитых венских музыкантов, жанровые и охотничьи сценки.
Одним из наиболее эффектных видов художественной продукции того времени
были осветительные приборы — комнатные ночники и настольные лампы, выполненные
как сложные многофигурные скульптурные декорации (изображались романтические
композиции на тему европейского Средневековья, жанровые сценки этнографического
характера из жизни народов арабского Востока и африканских туземцев). Достаточно
широким был и ассортимент, который состоял из самых разных бытовых предметов
утилитарного характера.
В конце XIX — начале XX века фабрика выпускала тематические многофигурные
композиции, воспроизводившие наиболее типичные бытовые сценки из жизни
венского горожанина, только их героями являлись представители животного
мира (кошки, собаки и тд.).
После смерти Матиаса Бермана в конце XIX века фабрика перешла к скульптору
Францу Берману (Franz Bermann), сыну прославленного фабриканта. Он проявил
себя как талантливый управляющий делами фабрики и стал известным в Вене
художником, успешно работал в области малой пластики в манере ар-нуво.
При нем фабрика стала называться «Венская бронза», и её ассортимент существенно
расширился за счёт изготовления из бронзы «кабинетной» скульптуры интерьерного
характера в стилистике ар-нуво, а позднее — ар-деко. Увеличился также выпуск
изделий декоративно-прикладного характера.
Для художественного литья на фабрике использовали не только собственные
модели, но и модели различных талантливых, в том числе и малоизвестных
венских художников и дизайнеров. Здесь отливали жанровые миниатюры по моделям
знаменитого Карла Каубы, выпускали разные изделия по моделям Петра Терещука.
В 1900—1914-м годах Ф.Берман выкупил целый ряд моделей у Артура Рубинштейна,
владельца знаменитой студии «Ателье современной бронзы», и у фабрикантов
братьев Гёде (Gebriider Godde), Карла Бекера (Carl Becker) и некоторых
других своих коллег, конкурентов по бизнесу.
После Второй мировой войны и смерти Ф. Бермана семейную компанию возглавила
его жена Герта Берман, профессиональный чеканщик и гравёр. Для удобства
управления она перенесла производство в собственный дом. После войны ассортимент
изделий фабрики существенно сократился. Тем не менее выпускалась традиционная
миниатюрная анималистика из латуни, «кабинетная» скульптура из бронзы (в
виде фигур индейцев), ню и эротические статуэтки, охотничья тематика, сувенирная
мелкая пластика с изображением папуасов, негров и представителей фауны
Африки из латуни с характерной чёрной блестящей патиной, а также незначительный
круг изделий утилитарного характера со скульптурным декором. В 1973 году
дочь Герты Берман, Хельга Берман-Бохачек, тоже литейщик и чеканщик, встала
во главе семейного дела, сохранив под своим контролем производство продукции
«венской бронзы» до 1988 года.
В 1988 году владельцем фабрики «Венской бронзы» (бывшей фабрики Матиаса
Бермана) стал Эрнст Храбалек (Ernst Hrabalek), автор известного альбома
«Венская бронза», вышедшего в 1991 году. При нем была проведена реконструкция
предприятия, на котором, несмотря на существенную модернизацию технологических
процессов, сохранились традиции ручной полировки и раскраски изделий. Ассортимент
продукции включал 12000 оригинальных моделей, среди которых многие относились
к концу XIX века. 5000 современных изделий отливалось по старым моделям
(скульптура малых форм, миниатюрная пластика и предметы утилитарного значения).
Принадлежавшая Э.Храбалеку компания «Берман ЛТД», в которую входила фабрика
Берманов, имела торговые филиалы в Токио, Париже, Лондоне и Нью-Йорке.
Она в течение 13 лет была основным производителем предметов «венской бронзы»,
сохранившим не только старые модели бывшей фабрики Матиаса Бермана и его
сына, но и модели других австрийских фабрикантов. На миниатюрных изделиях
современного изготовления ставилось старое клеймо «FBW» («Фабрика Бронзы
Вена»), на больших вещах к этой фабричной аббревиатуре добавлялась надпись
«Bermann Wien». По желанию покупателя на купленное современное изделие
или аутентичную копию по старой модели выдавался сертификат. Если предмет
имел небольшой тираж, в сертификате проставлялся порядковый номер этой
художественной отливки. В январе 2001 года на аукционе в Амстердаме компания
Э. Храбалека продала большинство старых моделей, литейные формы и альбомы
фабрики Матиаса Бермана с рисунками вещей. Так закончилась история одного
из старейших в Австрии художественных производств «венской бронзы».