Муранское стекло

 

«Стекло — это живой организм со своим характером и душою, которую вложили в него руки умелого мастера» — эта надпись встречает посетителей стекольного завода - музея на острове Мурано. Муранское стекло прославило Италию как родину уникального ремесла. Уже много веков оно не выходит из моды, а только прибавляет в цене. Оно таит в себе атмосферу вечного праздника и всегда остаётся желанным приобретением для знатоков и коллекционеров.

История возникновения муранского стекла берет начало ещё с VIII века и связана с монахами-бенедиктинцами, которые изготовляли стеклянные сосуды и другие простейшие предметы обихода. Они ничем не отличались от других изделий, которые производились в европейских странах и не имели художественной ценности. Расцветом в истории венецианского стекла становится XIII век, когда венецианцы привезли из Византии образцы художественного стекла и рецепты его изготовления. Это дало толчок к развитию новых технологий.

 

Секрет получения и производства изделий из дутого стекла всегда держался в строжайшей тайне. Те, кто были связаны с производством, не имели право покидать город. В то время стекольное искусство пользовалось большой популярностью в Италии и располагалось в самой Венеции, но боязнь пожаров вынудила городской совет перенести производство за черту города, на остров Мурано в Венецианской лагуне. С тех пор стекло, которое варили на острове, стали называть муранским, а сам остров стал центров производства венецианского стекла. Это было «государство в государстве». На острове было своё собственное правительство, а самые искусные мастера–стеклодувы награждались дворянским титулом и различными привилегиями. Это являлось компенсацией за то, что и здесь, как и раньше в Венеции, они были своего рода пленниками, не имеющими права покидать остров, чтобы секрет производства стекла никому не стал известен. Самой почётной привилегией была та, что дочери главных муранских стеклодувов могли выходить замуж за венецианских патрициев, и этот статус сохраняли их потомки. Это было удивительно для такой республики как Венецианская, где знать всегда держалась за свои привилегии.

 

 

В чем же было превосходство муранского стекла? Почему оно пользовалось такой колоссальной популярностью?

Этот сплав мастерства и фантазии отличался от других стеклянных изделий того времени безупречной, не имеющей ни малейшего изъяна, чистотой, тонкостью, воздушностью, буквально невесомостью. Разнообразие внешнего вида достигалось благодаря уникальным технологиям, а формы изделий были изысканны и причудливы. Люди со всего света стекались в Венецию, чтобы стать обладателями прекрасных и удивительных стеклянных творений. Искусно созданные изделия приравнивались к драгоценностям, напоминая своим видом поделочные камни: агат, сердолик, халцедон и другие. Именно поэтому, так красиво смотрятся выполненные из муранского стекла ювелирные украшения: крупные кулоны и бижутерия, кольца, браслеты, броши, серьги, заколки. Разнообразие видов муранского стекла, так же как и техник его исполнения, достаточно много: мозаичное, авантюриновое, филигранное, прозрачное, молочно-матовое, халцедоновое и т д. Все эти виды обладают различной структурой и причудливыми узорами, но несмотря на это, отличаются единым, легко узнаваемым, выработанным веками, уникальным и неповторимым стилем.

 

С XV века изделия из муранского стекла считались предметом роскоши, их часто дарили высокопоставленным персонам, которые приезжали в Венецию. И не было такого человека, который бы не восхищался умением венецианских мастеров создавать из дутого стекла настоящие произведения искусства.

 

В XVI столетии слава муранского стекла становится поистине мировой, заказы на него поступают в Венецию из разных стран. Типичными изделиями этого периода были бокалы в виде широкой чаши на узкой длинной ножке, зачастую украшенной декоративными элементами. Кроме того, мастера изготавливают сосуды причудливых форм в виде цветов, животных, птиц, гондол, колоколен.

 

В XVII веке мода на муранское стекло проходит. Европа отдаёт предпочтение гранёному богемскому стеклу. Ходовым товаром оставались только зеркала и люстры из венецианского стекла, богато украшенные гирляндами листьев и цветов, гроздьями плодов, изогнутыми рожками и розетками. Металл в них почти не использовался; там, где без него нельзя было обойтись, железная арматура тщательно маскировалась. Спрос на них держался вплоть до XVIII столетия, когда эти люстры считались незаменимым элементом интерьеров в стиле Людовика XV.

В 1797 году остров Мурано пережил нападение французских войск, которые до 1806 года оккупировали его, уничтожая все фабрики и мастерские по изготовлению уникальных изделий из стекла. Казалось бы, что история муранского стекла подошла к концу, однако в середине XIX века адвокат из города Виченцы Антонио Сальвиати (Antonio Salviati), при поддержке двух предприимчивых англичан, построил на острове Мурано завод и возобновил производство красочных изделий из дутого стекла по традиционным венецианским технологиям. Былая слава, а также высокое качество работы мастеров обеспечили продукции такой же спрос и популярность, как во времена расцвета, они не угасают и по сей день.

 

В 1861 году на острове был открыт Музей муранского стекла, в котором хранится коллекция наиболее выдающихся стеклянных изделий с XV по XX век.

Пережив различные взлёты и падения, в XX столетии производство муранского стекла ознаменовалось новой, современной волной развития. Стекольным мастерам островов Венеции предложили сотрудничество такие выдающиеся художники - новаторы, как Анри Тулуз-Лотрек, Пьер Боннар, Пабло Пикассо, а также Марк Шагал.

Сегодня муранское стекло – отличное дополнение для жилых интерьеров. Безграничные возможности, цветовые и технологические формы позволяют воплотить в жизнь любую задумку автора. Из него производят посуду и декоративные вазы, статуэтки. Отдельная тема - это зеркала, светильники, люстры, бра, торшеры. Поистине безграничные возможности самого муранского стекла, усиленные игрой света, позволяют превратить любую дизайн-фантазию в реальный неповторимый интерьер.

В наше время на острове существует множество предприятий, производящих муранское стекло. Наиболее известные среди них — Barovier & Toso, Ferro, Moretti, Pauli, Seguso, Venini. Некоторые из них (Barovier & Toso, Seguso) — династии потомственных стеклодувов, история которых восходит к XIII—XIV векам. Поскольку муранское стекло нередко подделывается, в 1994 году ассоциация производителей стекла Promovetro создала и официально закрепила товарный знак Vetro Artistico Murano, защищающий подлинные изделия.