Мастерская майолики Павловой и Шепелёва

 

Когда речь заходит о майолике, первое что вспоминается - это итальянские расписные кувшины, аптечные сосуды, блюда, тарелки, украшенные мифологическим сюжетом и орнаментальными узорами, – расписная керамика XVI-XVII веков. Именно эти произведения стали для последующих мастером образцом и эталоном для подражания и создания собственных стилей и произведений.

Майолика –это керамические изделия из обожжённой глины, покрытые глазурью и красками. Секретами её изготовления люди владели с глубокой древности. Первые мастера по изготовлению резных изразцов были родом из Ирана, Египта и Вавилонии. Затем мастерство переняли и улучшили европейские ремесленники. По одной из версий название разновидности керамики произошло от фамилии французского скульптора и художника Аристида Майоля, прославившегося на весь мир своими глиняными шедеврами. По другой — от названия острова Мальорка (Майорка), с которого генуэзцами в качестве военного трофея были вывезены испано-мавританские керамические сосуды и поливные плиты. Именно они и послужили прототипами в опытах дальнейшего создания майолики. Восточные майоликовые изделия славились своим покрытием металлизированными глазурями, а итальянские мастера заменили их на эмалевые. В России такие «классические» итальянские изделия стали использовать только в XVIII веке и вплоть до конца XIX века их называли «русским фаянсом».

Одним из первых предприятий в России, который с 1974 года стал выпускать изделия из майолики, стал завод Афанасия Гребенщикова, а город Ярославль стал крупным центром декоративно-прикладного производства. Созданные в нем поливные изразцы украшают не только интерьеры домов, но и выгодно подчёркивают архитектурный стиль и убранство церквей. В XIX веке среди состоятельных ярославцев и знатных купцов пошла мода создавать интерьеры домов в майоличном стиле. Великолепную роскошь могли себе позволить только зажиточные горожане, остальные довольствовались более доступными по цене кувшинами, вазами или фигурками животных.

Ярославцам до сих пор удалось не утратить древнее мастерство. Они в точности передают навыки умельцев прошлого, а также продолжают развивать и совершенствовать своё ремесло. В наши дни экологически чистая техника майолики отличается большей прочностью и современным дизайном.

 

Мастерская ярославской майолики Натальи Павловой и Евгения Шепелёва, основанная в 1992 году, — единственная в России, которая специализируется на выпуске поливного изразца из керамики в стиле старых ремёсел. Техника майолики нашла своё отражение и в современной глиняной игрушке.

 

Изделия, которые выпускает мастерская, - это полностью ручная работа. Это придаёт им уникальность и своеобразие. Мастерская выпускает изделия, начиная от ёлочных украшений и кончая барельефами. 

 

Создание шедевров - работа исключительная, требующая кропотливого и тщательного подхода на каждом этапе изготовления. Любая модель начинается с эскиза, разработанного главным художником Натальей Павловой. Мастер изготавливает свои изделия первоначально в мягком материале – глине или пластилине. С этой модели снимается форма для тиражирования. В зависимости от сложности гипсовая форма может состоять из 20 частей. Для создания керамической работы используют шликерное литье - специальный состав, который получают путём смешивания глины, воды и необходимых добавок. Шликерное литье было изобретено во Франции в 1720 году, - это старейший метод получения керамических изделий.

 

Заполненную керамическую форму оставляют сохнуть на пару часов, а затем керамической палочкой изделие осторожно извлекают и тщательно осматривают на предмет дефектов. Сушат изделия естественным путём около двух недель. В финальной части процесса формовки изделие собирают и, если нет никаких изъянов, то оно готово к первичному обжигу.

После обжига в печи остывшие изделия аккуратно вручную окунают в эмаль. Затем вынимают, дают немного обсохнуть, неглазурованные места подправляют кистью, а лишние капли эмали убирают с помощью иглы.

 

Роспись изделия проводят по сырой эмали, вручную, поэтому в ярославской майолике вы не найдёте двух совершенно одинаковых фигурок.

 

После росписи изделия вторично обжигают. В результате закрепляются нанесённые краски и образуется глянцевый поверхностный слой. Если в росписи ярославской фигурки присутствует красный или золотой цвет, то она побывала в печи не менее 3 раз, так как эти цвета закрепляются при более низкой температуре в 650 градусов.

 

Весь технологический процесс занимает не менее трёх недель, и это без учёта разработки эскиза и создания формы для литья.

 

В настоящее время ООО «Мастерская майолики Павловой и Шепелёва» насчитывает 97 работников и имеет свою школу. Продукция компании известна не только в России, но и за рубежом как бренд «Ярославская майолика» и является многократным победителем многих престижных международных выставок в номинации «Лучший дизайн», «Новое в бизнесе» и дипломантом различных конкурсов. 

 

Основное направление деятельности мастерской - предложить своим покупателям широкий спектр товаров интерьерного, подарочного и декоративно-прикладного направления в стиле майолики.

www.mastermajolica.ru