Его называли гением при жизни и сейчас считают таковым. Художник, мастер, изобретатель, ювелир и производитель стекла стиля модерн. Он создал невероятное количество предметов, считающихся мировыми шедеврами, запатентовал 16 новых технологий, ввёл новые нетрадиционные материалы и сюжеты в ювелирное дело. Его рисунки в стиле арт-нуво воплотились в иллюстрациях, текстиле, интерьерном декоре. Благодаря своей свободной фантазии, он изменил восприятие и вкус общества. Его кумиром была Женщина, для которой он творил всю свою жизнь.
Рене Лалик родился 6 апреля 1860 года в местечке Ау провинции Шампань. Когда мальчику исполнилось два года, семья переезжает в Париж в надежде на лучшую жизнь. В детстве, наблюдая за природой, он учился рисовать. Именно в раннем возрасте проявились его необыкновенные художественные способности. В 12 лет он поступает в школу Тюрго, где с удовольствием занимается искусством.
В 1876 году, после кончины отца, шестнадцатилетний Лалик становится учеником известного парижского ювелира Луиса Окока и продолжает занятия в школе декоративного искусства. По совету учителя он оставляет ювелирное дело и уезжает в Лондон в 1887 году, где учится в Саундхемском колледже искусств. Там юный Лалик совершенствуется в графике и дизайне. Он рисует много цветов и животных, что впоследствии поможет ему выработать свой уникальный стиль, который станет особенностью его ювелирных творений.
Вернувшись в Париж после обучения, двадцатилетний Лалик завершил своё образование, изучая скульптуру, керамику, искусство эмалей, глазурей и живописи по стеклу у Бернара Палисси. В то же время он создаёт эскизы для обоев и тканей по заказу родственника его родителей, работает внештатным дизайнером для нескольких известных ювелирных фирм: Jacta, Aucoc, Gariod, Hamelin, Destape, Cartier, Boucheron. Одновременно изготавливает ювелирные украшения для частных клиентов. Слава о таланте юного ювелира разносится по всему Парижу. В 1884 году его изделия представляют в Лувре на выставке-салоне прикладного искусства.
В 1885 г. он открыл свою первую студию. Именно в это время, обретя независимость, Лалик воплощает в своих работах сюжеты, отвечающие стилю модерн, который только зарождался в Европе. Он создаёт женские украшения, где рядом с бриллиантами и золотым обрамлением, появляются эмаль, недорогие поделочные камни, слоновая кость, черепаховый панцирь, рог. Умело применённые, эти материалы лучшим образом передают фактуру того, что он хотел создать, будь то полет ласточки или растительный узор. Он продолжает работать для других модных домов и в 1887 году регистрирует собственную марку «RL».
В 1890 г. у Лалика в фирме работает 20 человек. Год стал особым в творчестве мастера. С этого времени ювелир начал создавать сценические украшения для Сары Бернар, в большом количестве используя стекло. Великая актриса восхищалась мастером и одновременно вдохновляла его на создание великолепных украшений.
Лалик создавал не только украшения для актрисы, но и экспериментировал
с формой их воплощения. Насекомые и рептилии, придуманные для театральных
украшений Бернар, поражали воображение. В произведениях Рене появляются
фигуры обнажённых женщин, которые были допустимы в живописи, скульптуре,
интерьерном декоре, но ни в коем случае не в украшениях, предназначенных
для женщин. Это было неприлично и странно, но Лелик не обращал никакого
внимания на мнения критиков и общественные устои. Он всегда стремился пробовать
что-то новое и возмутительное, не игнорируя никакие идеи. Он воплощал свою
неуёмную фантазию в образы, совершенно не волнуясь, будет ли кто-нибудь
носить его украшения или нет. Публика с восторгом принимала каждый новый
его шедевр. Источником своего вдохновения он определил Женщину и природу
- это был его девиз.
В 1897 г. Лалик получает первую премию за гребень для волос из рога и
слоновой кости, выставленный в Парижском салоне. В том же году, после участия
в Брюссельской Всемирной выставке, его награждают орденом Почётного Легиона.
В этот период постоянным покупателем и поклонником Лалика становится богатейший
магнат Галуст Саркис Гюльбенкян. У этого выдающегося человека было два
основных пристрастия: нефть, источник его миллиардов, и коллекционирование
шедевров искусства. Иногда Гюльбенкян скупал целиком новую коллекцию ювелира,
едва вышедшую в продажу. В Лиссабонском художественном музее имени Рене
Лалика - наследии предпринимателя, сегодня хранятся 175 ювелирных творений
мастера. Благодаря меценату, который обожал его искусство, Лалик мог творить
свободно и не оглядываться на необходимость создавать нечто ради денег.
Наивысший триумф и всемирную славу художнику принесло участие в 1900 г.
во Всемирной Парижской выставке. Великолепный стенд Рене Лалика, который
он сам и проектировал, особо выделялся в павильоне ювелирных изделий. Немыслимая
виртуозность мастера, утончённость и необычные формы его творений произвели
сенсацию. О нём писала пресса, им восторгались, ему подражали. Лалик оказал
влияние на женскую консервативную моду того времени, создавая объёмные
украшения, которые подчёркивали женственные линии шеи, плеч, декольте.
Их хотелось носить, и модницы стали выходить за рамки принятого стандарта,
увеличивая декольте в платьях. Успех выставки был настолько бесспорным,
что создал огромный международный спрос на изделия Рене Лалика и способствовал
его процветанию. Российская императрица Мария Фёдоровна заказывала у него
украшения. Для удовлетворения спроса в 1902 году он расширяет производство,
приобретая здание, где размещает производство и жилые комнаты.
Ещё в 1881 году Лалик изобрёл и запатентовал «pâte de verre», что переводится
как стеклянная паста, уникальный авторский способ для формирования стекла.
Способность этого материала передавать форму, объем, цветовые нюансы всегда
завораживала Лалика, и он стал включать его в свои ювелирные изделия. Но
только через несколько лет его уникальный стиль обретёт свою индивидуальность
в этом удивительном и таком пластичном материале. Это время наступает в
1907 году, когда Лалик начинает создавать флаконы для ароматов парфюмера
Франсуа Коти. По его эскизам на заводах Баккара и Легра выпускают стеклянные
флаконы, а с 1909 года Лалик получает патент на изготовление стеклянных
флаконов и бутылок. Он арендует стекольный завод и создаёт парфюмерные
флаконы и пудреницы для продажи. В этот период он работает для знаменитых
парфюмеров Coty, Worth, D’Orsay, Roger & Gallet.
Разрабатывая уникальный дизайн, Рене выпускает стаканы, посуду, аксессуары для туалетного столика. Он решил открыть экспозицию своей коллекции и создал пригласительный медальон из стекла, который разослал клиентам.
Увлечённость стеклом была настолько полной, что в 1912 году Лалик прекращает создавать ювелирные изделия и полностью погружается в изучение и эксперименты со стеклом. Он изобрёл технологию «жидкого воска» для изготовления стекла и получил патент, а затем разработал и внедрил на своём заводе метод литья стекла под давлением. Так были выполнены многие его скульптуры и вазы. Необычное цветное стекло и стекло с нанесённой на него патиной - характерная особенность его работ. Рецепт знаменитого опалесцентного стекла до сих пор является секретом фирмы.
В конце 1920-х годов Лалик начинает изготовление талисманов для капотов машин. Всего было 29 конструкций для автомобилей Hispano Suiza, Isotta Fraschini, Bugatti, Bentley и других. Все талисманы делались из высококачественного стекла и устанавливались в специальные металлические крепления с вмонтированной подсветкой.
Новый триумф мастера наступил в 1925 году на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже. Экспозиция Лалика принесла ему славу художника-стеклодела не меньшую, чем ювелира. Лалик создал 40-футовой высоты стеклянный фонтан «Les Sources De France» с подсветкой. Его украшали 13 больших стеклянных статуэток, стилизованных женских фигур древнегреческой мифологии.
В последующие годы Лалик увлекался интерьерным и архитектурным дизайном. Он создал немало дверей, декорированных стеклом. Оформлял интерьеры французских кораблей «Нормандия», «Париж», «Иль-де-Франс». По заказу компании «Восточный Экспресс» он создал стеклянный декор вагона-ресторан для Blue Train («Голубой экспресс»). В 30-х годах выполняет заказы для нескольких церквей, самым крупным из которых был проект в Нью-Джерси. Для императорского дворца в Токио сделал двери, люстры, оконные вставки. И это не полный перечень его дизайнерских работ.
В период Великой депрессии спрос на предметы роскоши упал, и Лалику пришлось закрыть одно из своих предприятий, а во время войны и второй завод.
Рене Лалик умер 5 апреля 1945 году в возрасте 85 лет. После войны его дело перешло к сыну Марку, а после него в 1997 году к внучке Мари Клод Лалик. В 1992 году она впервые создала ароматы, посвящённые своей семье, - Lalique de Lalique, Lalique Pour Homme и Amethyst.
У Мари Клод Лалик не было наследника. После её смерти фирму купил в 2008 году Сильвио Денц - обладатель самой большой коллекции Lalique.
Сегодня компания Lalique выпускает посуду и другие предметы декора, имеет парфюмерную и ювелирную коллекции и, конечно же, отдельное внимание уделяет арт-направлению, где все объекты — результат сотрудничества с известными художниками, дизайнерами и брендами, среди которых Дэмиен Херст, Заха Хадид, Терри Роджерс.