Конаковский фаянсовый завод

Конаковский фаянсовый завод - один из старейших представителей в своей отрасли. История его существования насчитывает около 200 лет и является отражением тех изменений, которые происходили в фаянсово-фарфоровой промышленности, начиная с первых лет ХIХ века и вплоть до современности.

 

В августе 1809 года выходец из Богемии аптекарь Фридрих Бриннер и его земляки Кобоцки и Рейнер, бывшие сотрудники завода Гарднера, решили открыть своё предприятие. В Корчевском уезде Тверской губернии они арендовали 200 десятин леса. Здесь, возле деревни Домкино, и началось строительство фаянсового предприятия – одного из первых в России. Производство активно развивалось, и дела сначала шли хорошо. Завод славился своей высококачественной продукцией. Однако, нехватка средств и опыта в организации производства привели к тому, что предприятие стало испытывать трудности. Опасаясь полного банкротства, Бриннер в июне 1810 года продал фабрику провизору А. Я. Ауэрбаху.

Андрей Яковлевич Ауэрбах был хорошим организатором. К концу первого десятилетия его завод представлял собой крупное по тем временам предприятие. Всего фабрика состояла из 33 огромных деревянных корпусов для машинных мастерских и инструментария. Возводя и расширяя своё предприятие, Ауэрбах равнялся на Гарднеровский завод, который располагался неподалёку. Ему помогал один из специалистов этого завода И. Рейнер, который стоял у истоков строительства Конаковской фаянсовой фабрики.

В 1829 году на Первой публичной выставке мануфактур завод Ауэрбаха получает серебряную медаль. Эксперты отнесли продукцию этого завода к перворазрядной и отметили добротную, прочную и хорошую отделку в сервизах с бордюром и белым фаянсом. На второй мануфактурной выставке, которая состоялась в 1831 году, завод получил уже золотую медаль. Ауэрбах развернул выпуск фаянсовой посуды разного рода, который удовлетворял спрос потребителя. Ещё через два года в 1833 году Ауэрбах первым из владельцев фарфоровых и фаянсовых заводов России получил право ставить на свои изделия двухглавого орла, что являлось государственным признанием высокого качества продукции. После этого завод стал получать заказы от императорской семьи. Наивысшего расцвета завод достиг в 40-х годах ХIХ века, однако наследники Ауэрбаха, вложив деньги в его модернизацию, оказались не столь успешными коммерсантами. Они потерпели фиаско, и завод пришлось продать.

В 1870 г. предприятие выкупил М.С. Кузнецов - представитель крупнейшей российской династии фарфоровых магнатов. Предприятие было присоединено к «Товариществу Кузнецовых». С приобретением фабрики, Кузнецов начинает её активное развитие - строятся новые цеха, вводятся новые технологии. В этот период завод выпускал преимущественно фаянсовую посуду в стиле ампир с печатным рисунком и ручной росписью (часто в стиле гжельской керамики). Кузнецов не только расширяет производство, но и вводит новые виды продукции. К 1890 году завод осваивает производство фарфора, майолики, полуфаянса. Качество продукции заметно улучшается. В больших количествах производятся кувшины, маслёнки, табакерки, икорницы в форме плодов фруктов, животных, птиц. Появляется мелкая пластика - статуэтки, изображавшие жанровые сценки, скульптуры, на сюжеты известных полотен художников (например, «Охотники на привале» В. Перова, «Петр I допрашивает царевича Алексея» Н. Ге).

К началу ХХ столетия ассортимент выпускаемой продукции заводов «Товарищества М.С. Кузнецова» поражал своим разнообразием. Здесь выпускались 370 разновидностей чашек, 60 типов бокалов, 112 чайных сервизов, 20 кофейных, 23 столовых. Огромное количество фруктовниц, маслёнок, сахарниц, декоративных тарелок, подсвечников. В конце XIX в. и в первое десятилетие XX в. на Кузнецовской фабрике выпускались майоликовые иконостасы и киоты, которые имели широкий спрос среди русских церквей.

В 1918 году фабрика была национализирована, но выпуск продукции, разработанной мастерами фаянса во времена владения ею М. С. Кузнецовым, не прекратился. 

 

С ноября 1924 года фабрика стала носить имя М. И. Калинина. В это время продукция завода оставалась «кузнецовской». Продолжался выпуск маслёнок, салатниц в виде «капусты», «орехов» «корзинок». 

 

Тогда было решено привлечь к творчеству крупных художников, чтобы внедрить новый ассортимент продукции. По рекомендации В.И. Куйбышева художник И.Г. Фридрих-Хар приглашает на фабрику известных мастеров живописи и скульпторы, чтобы заменить старые «кузнецовские» формы и создать новые изделия и рисунки, внедрить их в массовое производство. В состав этой группы входили В.А. Фаворский, С.Д. Лебедева, М.П. Холодная, И.М. Чайков, И.Л. Слоним, Г.И. Кепинов, А.Е. Зеленский, Ф.А. Бесперстова, П.М. Кожин, И.С. Ефимов. Большинство художников продолжало работать над скульптурой, но одновременно делали и сервизы, кружки, настенные декоративные тарелки, кувшины и другие изделия хозяйственного обихода.

В 1929 году принимается решение прекратить изготовление фарфора и сосредоточить внимание на производстве изделий из фаянса и майолики.

 

В 1937 году на Всемирной выставке в Париже Конаковский фаянс получил мировое признание. Предприятие было удостоено высшей награды Диплома «Гран-При», художники И.С. Ефимов, И.Г Фридрих-Хар, И.М. Кожин получили золотые медали за скульптурные работы, а Д.С. Лебедева - серебряную медаль за чайный сервиз. Эта работа по внедрению нового ассортимента выпускаемой продукции была прервана войной.

Во время войны Конаковский завод выпускал санитарный фаянс и простейшую посуду для госпиталей.

Послевоенное время было отмечено расцветом Конаковского фаянсового завода. В художественной лаборатории продолжали работать знаменитые художники довоенного времени. В эти же годы замечательные росписи для сервизов и для майоликовых изделий создал выдающийся художник и керамик Г.Я. Альтерман. Лишь в середине 50-х годов, после внедрения столового сервиза 6-го фасона, который создала В.Г. Филянская, практически полностью были заменены «кузнецовские» модели и росписи посуды.

 

В шестидесятые годы художественный уровень Конаковского фаянса продолжал повышаться. Достаточно сказать, что работы молодых художников и «ветеранов» в первой половине 60-х годов были отмечены 2-мя золотыми, 5-ю серебряными и 10-ю бронзовыми медалями. 

 

В 1962 году статуэтка «Мамонт», выполненная Г.Б. Садиковым в технике матовых глазурей, на II Международной выставке Керамики в Праге была отмечена серебряной медалью.

Трудности Конаковский фаянсовый завод начал испытывать практически сразу после перехода к рыночным отношениям. Пройдя процедуру банкротства, легендарное предприятие прекратило своё существование незадолго до своего двухсотлетия.

Сейчас на базе художественной лаборатории Конаковского фаянсового завода созданы две компании - производственная компания «Конаковский фаянс» и творческая лаборатория «Новое Конаково». Обе они успешно продолжают традиции Кузнецовского и Конаковского фаянсового производства.

www.faience.konakovo.org

новоеконаково.рф