Хохломская роспись

 

Хохлома – старинный народный промысел, который родился в ХVII веке в окрестностях Нижнего Новгорода.

По преданию жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришёл, неизвестно. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их раскрашивал, что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера? Привезти его ко мне! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но, сколько ни искали, не смогли найти чудо-мастера. Ушёл он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать «золотую» посуду. В каждой избе сверкали «золотом» чашки да ложки. С той поры крестьяне деревень Большие и Малые Бездели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи стали делать красивую деревянную расписную посуду и свозить её в деревню Хохлому на продажу. Отсюда и пошло название росписи, а саму посуду стали называть Хохломой.

Есть ещё одно предание возникновения «золотой» хохломы: рождение промысла приписывали старообрядцам, среди которых было много иконописцев. Один из них звался Андрей Лоскут. Он переселился в эти места и принёс с собой древние иконы и рукописные книги, тонкое живописное мастерство, каллиграфию свободного кистевого письма и образцы богатейшего растительного орнамента. Стал Андрей писать иконы и расписывать посуду для здешних крестьян по старому обряду. Узнал об этом патриарх Никон, послал он солдат схватить Андрея и доставить к себе. Но не подчинился Андрей. Сжёг себя в избе и изошёл искрами, а перед смертью наказал людям сберечь его мастерство. С той поры горят на изделиях золотые яркие краски Хохломы. Так говорит предание.

В свою очередь, местные мастера отменно владели токарным делом, передавали из поколения в поколение навыки изготовления посудных форм, искусство объёмной резьбы. На рубеже XVII—XVIII столетий лесное Заволжье стало настоящей художественной сокровищницей. Искусство Хохломы унаследовало от заволжских мастеров «классические формы» токарной посуды, пластику резных форм ковшей, ложек, а от иконописцев — живописную культуру, мастерство «тонкой кисти» и, что не менее важно, секрет изготовления «золотой» посуды без применения золота.

Изначально хохломская посуда изготавливалась при монастырях и предназначалась для царского двора. Впоследствии, когда на рынках появилась конкурирующая с хохломской дешёвая металлическая и фаянсовая посуда, необычная окраска этих изделий обеспечила им популярность и сбыт. В XIX веке посуду из Хохломы можно было встретить в любом уголке России, а также в Индии, Персии, США и Австралии. В 1889 году на Всемирной выставке в Париже хохломские изделия имели огромный успех, и после выставки резко увеличился экспорт продукции.

 

 

В 1916 году в г. Семенов была открыта Школа художественной обработки дерева, первые выпускники которой во главе с Георгием Матвеевым организовали в 1931 году небольшую артель. Впоследствии она переросла в крупное производственное объединение Ордена «Знак Почёта» «Хохломская Роспись».

Отработанная веками оригинальная технология золочения деревянных изделий, пришедшая из иконописи, практически без изменений сохранилась до настоящего времени. Она включает в себя пять основных операций. Прежде чем стать «золотым», деревянное изделие бывает похожим на «глиняное» и «серебряное».

Сначала бьют баклуши, то есть делают грубые бруски-заготовки из дерева. Затем снимают резцом излишек древесины и постепенно придают заготовке нужную форму. Так получается основа — «бельё» (неокрашенные изделия) — резные ковши и ложки, бочата и чашки, вазы и блюда.

 

Посуду точат из сырого дерева, поэтому, сначала её сушат в течении месяца. Затем изделия грунтуют, обмазывают глиной (вапой). После грунтовки изделие 7-8 часов сушат и затем обязательно вручную покрывают несколькими слоями олифы (льняного масла). В течение дня изделие покрывают олифой 3-4 раза. Следующий этап — «лужение», то есть втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка (раньше использовали оловянный порошок). Последний слой олифы должен просохнуть до отлипа (чуть прилипать к рукам), тогда порошок будет хорошо ложиться на изделие. После лужения предметы приобретают красивый бело-зеркальный блеск и готовы для росписи.

 

В росписи применяются масляные краски. Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи — красный и чёрный (киноварь и сажа), но для оживления узора допускаются и другие — коричневый, светло-зелёный, жёлтый, белый. По традиционной технологии, изделие сначала расписывается, а потом обжигается, чтобы получить золотой фон. Именно этой технологией обусловлен ограниченный выбор цветов: только эти пигменты не меняются при тепловой обработке. Кисти для росписи делают из беличьих хвостов так, чтобы ими можно было провести тонкую линию. 

 

Сейчас технология допускает роспись и после обжига. Даже не раскрашенные, эти изделия сами по себе очень красивые. Впоследствии мастера по «золотому» фону распишут обожжённые изделия и затем опять обожгут в печи для дальнейшего закрепления финишного лака.

При росписи изделий используют верховое и фоновое письмо. Верховая роспись велась пластичными мазками по серебристому фону поверхности посуды, создавая великолепный ажурный рисунок.  

 

Здесь можно выделить три типа орнамента: «травная» роспись – наиболее древняя, пишется завитками; роспись «под листок» или «под ягодку» - отличаются более крупными мазками. Народные мастера берут свои мотивы из природы, стилизуя их при раскрашивании. Поэтому не удивительно, что на изделиях видны ромашки, колокольчики, листья винограда, земляники, ягоды смородины. Мастер никогда не повторяет узор, располагая листья и ягоды каждый раз по-новому, что придаёт изделиям неповторимость, своеобразие и превращает его в произведение искусства.

 

К верховому письму относится ещё одна своеобразная разновидность росписи – «пряник». Это геометрическая фигура, чаще всего вписываемая в квадрат или ромб, а посередине-«солнце».

 

При «фоновой» росписи вначале намечался рисунок, а затем фон заполнялся красной или чёрной краской, тогда как сам рисунок оставался золотым. Это более сложное письмо, и не всякий мастер с ним справится.

 

В «фоновом» письме выделяют два типа орнамента: роспись «под фон» и роспись «кудрина». Своё название «кудрина» получила от золотых кудреватых завитков, линии которых образуют причудливые узоры листьев, цветов и плодов. Роспись «кудрина» напоминает ковёр, а главной её особенностью является не кистевой мазок, а контурная линия, которой так виртуозно владеет мастер. Плоское пятно золота и тонкий штрих в проработке деталей. Фон в таком виде росписи также окрашивается в красный или чёрный цвет. Других красок в этом виде письма не используют.

Применяют мастера и упрощённые орнаменты, например, «крап», который наносят штампиком, вырезанным из пластинок гриба-дождевика, или особым образом свёрнутым кусочком ткани. Все изделия расписываются вручную, причём роспись нигде не повторяется. Какой бы выразительной ни была роспись, пока узор или фон остаются серебристыми, это ещё не настоящая «хохлома».

 

Расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком и, наконец, закаливают в течение 3-4 часов в печи при температуре +150… +160 °C до образования масляно-лаковой плёнки золотистого цвета. Так получается знаменитая «золотая хохлома».

 

Благодаря специальному лаковому покрытию и высокотемпературной обработке, изделия Хохломы весьма практичны и безопасны в использовании. Из хохломской посуды можно пить и есть, причём она не теряет своего внешнего вида от холодных и горячих блюд, а также солёных и кислых продуктов. Кроме того, вся продукция предприятия ЗАО "Хохломская роспись" сертифицирована и защищена международным зарегистрированным товарным знаком СХР, что означает «Семенов. Хохломская роспись».

www.goldenhohloma.com