Киевский экспериментальный керамико-художественный завод

Киевский экспериментальный керамико-художественный завод (КЭКХЗ) – первое отечественное предприятие по выпуску красок для фарфоро-фаянсовой продукции Украины, и в этом его уникальность. Впоследствии, завод вписал в свою историю немало страниц, которыми мог гордиться.

Необходимость в создании такого предприятия была очевидна к 20-м годам прошлого века. После гражданской войны и разрухи появилась потребность в восстановлении фарфоро-фаянсовой промышленности Украины. Для обеспечения ее нужд требовалась фабрика по производству керамических красок на базе местного сырья. Так в 1924 г. на основании приказа Всеукраинского государственного объединения фарфоровых, фаянсовых и стеклянных заводов и появилась на свет экспериментальная мастерская. Возглавили ее В.В. Варжанский - художник по керамике, и Э.Я. Ерусалимский - инженер-химик. Мастерская была создана как подсобное производство, которое работало на условиях хозрасчета при «Укрфарфорфаянстресте» - организации, которая объединила крупнейшие керамические заводы Украины.

 

Первое штатное расписание мастерской по производству красок предусматривало всего трёх сотрудников. Через три месяца была изготовлена первая партия красок. Спустя некоторое время, после постройки горнов, открылась дополнительная мастерская по производству деколей и художественная секция для их создания. Её задачей была разработка новых рисунков для декорирования и организация росписи изделий из фарфора и фаянса для предприятий, входивших в «Укрфарфорфаянстрест». В это время на предприятии работало уже 26 сотрудников. Результатом работы лаборатории на середину 1925 года было создание 29 разновидностей подглазурных красок ( в том числе чёрной), а также три люстра: розовый, бирюзовый, шамуа (светло-коричневый).

 

Темпы и уровень производства увеличивались. К 1934 году количество сотрудников в мастерской достигло 60 человек. Это позволило ей приобрести статус керамического завода. Туда входили цех по изготовлению красок, деколи, отдел фарфора, художественная лаборатория. Постепенно, на протяжении 7 лет, мастерская превращается в полноценный керамический завод. В этот период развитие идёт по двум направлениям - разработка и испытание новых красок и глазурей, и совершенствование декоративной составляющей продукции.

В это время на заводе работали художники К.Н. Кривич, Н.К. Котенко, А.Д. Сорокин. Работы последнего - «Ворошиловский стрелок», «Вышивальщица» - хорошо известны коллекционерам.

В 1939 г. предприятие было переименовано в Киевский экспериментальный керамико-художественный завод.

Во время войны завод не успели эвакуировать и он был разрушен, документация и оборудование были уничтожены. После войны рабочие, которые оставались в Киеве, работали на восстановлении завода. Были постепенно восстановлены сушильни, печи. Топили дровами, вместо кварца использовали речной песок из Днепра. Не было электричества, деколь печатали вручную. Первый обжиг состоялся в 1945 году - это были вазы, сервизы, крупные скульптуры. Названия изделий «Советский Киев», «Победа». «Цветущая Украина» - красноречиво говорят о настроениях людей того времени. Изначально направление развития было сложно выбрать – страна нуждалась в необходимых товарах. К работе в художественной лаборатории приглашались художники-графики, мастера станковой живописи. Но, когда на завод пришли мастера народного творчества, возникла школа, положившая начало направлению тонкой керамики.

В послевоенные годы активно развивались и другие творческие направления работы завода. Первое возглавлял ведущий художник предприятия А.Д. Сорокин. Он старался развить у потребителя любовь к изысканной посуде и аксессуарам в стиле «шинуазри»(китайские мотивы), уйти от всякой идеологии. Одновременно Г.Б. Головина создавала свои работы в стиле «сталинского ампира», украшая вазы и наборы для посуды портретами исторических личностей. Другим направлением развития была скульптура. Оно связано с именами таких мастеров, как С.В. Голембовская, О.П. Рапай, О.Л. Жникруп, В.И. Щербин.

В 50-60 годы на заводе активно творит художник С.М. Сарапова. Её сервизы, вазы, чашки в стиле постмодернизма прославили завод не только на весь Советский Союз, но и за рубежом. Работы мастера были представлены на Всемирной выставке в Брюсселе, а также на промышленных выставках в Испании, Турции, Франции, Бельгии, Японии, Америке и многих других странах.

В конце 60-х годов КЭКХЗ обеспечил себе стабильные внутренние заказы, благодаря модернизации большинства предприятий по изготовлению фарфора. На фабрике создавались новые рисунки деколей, которые были отмечены Государственным знаком качества, а фарфоровые изделия уже вполне отвечали мировым стандартам, что позволяло поставлять их в Великобританию, Германию, Испанию. Предприятие расширялось, был построен новый производственный комплекс, где работало уже 800 человек.

 

В 1993 г. КЭКХЗ был приватизирован и переименован в ОАО «ДЕФФА» (Деколь.Фарфор.Фарба) В 1995 г. завод работал в условиях активного взаимодействия с партнёром из Германии. Часть фарфоровой посуды шла на экспорт. Продолжался выпуск скульптуры - частично по моделям скульптора В.Мусиенко, частично - по старым заготовкам. Также в ассортименте завода были вазы, сувениры, деколь - как для внутренних нужд предприятия, так и для других организаций отрасли. К концу 90-х возобновилось и производство керамических красок, а ещё наладился процесс изготовления ликёро-водочной фарфоровой бутылки. Последняя, правда, вытеснила скульптуру, однако к началу 2000-х её выпуск был возобновлён.

 

В последние годы работы предприятия ассортимент был представлен в первую очередь хозяйственной посудой и скульптурой, а также сувенирной продукцией. На момент закрытия к 2006 году там работало 280 человек.