История каслинского литья – это прежде всего история народного промысла, возникшего на рубеже XVIII столетия на Урале. Урал издавна известен богатством недр, залежами драгоценных и полудрагоценных камней, о которых слагались народные легенды и сказания. Также он славился мощными металлургическими предприятиями.

Одно из таких предприятий было организовано тульским купцом Яковом Коробковым в 1747 году в селе Касли на Южном Урале, впоследствии оно получило название Каслинский железодельный и чугуноплавильный завод. Место для основания завода было выбрано не случайно: Урал богат чугуном, а качество местных формовочных песков - уникально, к тому же в достатке имелась древесина для производства угля. К моменту, когда завод перешёл во владение горнозаводчиков Демидовых в 1751 году, с изделиями каслинских умельцев уже были знакомы в Европе и Азии. Предприятие получило с той поры известность как один из заводов Кыштымского горного округа по вы¬плавке чугуна и изготовлению полосового железа, в частности, железа знаменитой в то время марки «Старый соболь»( так клеймили заводскую продукцию, известную во всем мире; на клейме был изображён маленький зверёк-соболь).

В 1806 году завод перешёл к своему последнему владельцу, при котором и пережил подлинный взлёт и славу. Им стал купец Лев Расторгуев, выкупивший у наследников Демидова производство со всеми Кыштымскими заводами. Именно во времена его руководства, когда на завод были привлечены новые талантливые художники, скульпторы, чеканщики и формовщики, каслинское чугунное художественное литье получило широкую известность и популярность.

 

Новым управляющим завода был назначен Г. Зотов, который в 1824 году внедрил новую для всех русских металлургических заводов немецкую технология литья, чем способствовал становлению художественного чугунного литья. Немецкая технология литья в песчаные формы была быстро освоена и даже усовершенствована, в дальнейшем успешно применялась при отливке скульптур, бюстов и композиций из чугуна. Именно тогда в продукции завода стали появляться изделия, выполненные методом художественного литья: различные решётки, котлы, рукомойники, чаши, первые скульптуры и фигуры из чугуна, садовая мебель, лестницы и ограды.

 

В 50-70-е годы ХIX века появились самые первые малые скульптурные формы каслинского литья небольшого размера, так называемого «кабинетного» вида. Это были письменные и чернильные приборы, подсвечники, разнообразные тарелки и вазы, курительные приборы и пепельницы, подставки для часов, карандашницы.

На заводе в Каслях отливались из чугуна работы лучших как отечественных, так и зарубежных скульпторов того времени, там же была открыта художественная школа, где опытные наставники учили подмастерьев рисовать, лепить, заниматься формовкой и чеканкой чугунного литья. 

 

В начале ХХ века на всемирной выставке в Париже продукция Каслинского чугунолитейного и железоделательного завода размещалась в удивительно красивом ажурном павильоне из чугуна в византийском стиле. Украшающая вход в павильон скульптура Н. Лаверецкого "Россия", которая изображала женщину-воина, стоящую на страже мира, стала его важнейшим элементом. Этот павильон был признан шедевром литейного искусства и получил высшую награду – Большую золотую медаль и Гран-при «Стеклянный глобус». На выставке было много желающих купить павильон, однако покупатели хотели приобрести павильон только вместе со всеми выставленными в нем экспонатами, включая и саму статую. Российские уполномоченные доверенные лица согласились со всеми условиями покупателей, кроме одного — они отказались продать скульптуру «Россия», символизировавшую Российскую империю, и заявили: «„Россия“ не продаётся!». Сделка не состоялась, статуя вместе с павильоном вернулась домой. После этого долгие годы ящики с деталями павильона пролежали в подвале одного из частных домов в Каслях.

Первая мировая война, Октябрьская революция и Вторая мировая война негативно сказались на каслинском промысле и его знаменитых мастерах. В последующие годы буквально по крупицам пришлось восстанавливать почти утраченное ремесло и богатейшую коллекцию изделий. Лишь в 1957 году под руководством мастера С. М. Гилева начались работы по воссозданию чугунного павильона, которые продолжались около восьми месяцев.

Это масштабное трёхъярусное сооружение весом 4,5 тонны имело три входа и было составлено из 1500 виртуозно объединённых в единое целое разнообразных декоративных литых деталей. Оно по-прежнему поражает зрителей мастерским исполнением, удивительным единством всех частей, богатством декоративной орнаментики, дышащей фантазией и древними преданиями. 3 мая 1958 года в одном из залов картинной галереи Екатеринбурга состоялось открытие восстановленного павильона – вершины искусства каслинских мастеров. В 1978 году «Каслинский чугунный павильон» по решению ЮНЕСКО был отнесён к уникальным художественным памятникам мирового значения.

 

В конце ХХ столетия продукция Каслинского завода была очень востребована. На заводе выпускали изделия крупногабаритного литья (садово-парковые формы), камины, решётки, статуэтки, этажерки, стулья и столы для приусадебных участков и многое другое.

В 2004 году Каслинский завод архитектурно-художественного литья был приобретён компанией «Мечел», которая с этого момента оказывает предприятию всестороннюю поддержку. В компании убеждены, что обязательно нужно поддерживать и развивать культурно-историческое наследие, к которому относится и искусство уральских мастеров – изделия Каслинского завода архитектурно-художественного литья.

www.kac3.ru