Большой интерес к фарфору в XVIII веке привел к тому, что в 1744 году в Санкт- Петербурге по указу Елизаветы Петровны была организована Порцеляновая мануфактура. Здесь русский ученый Дмитрий Виноградов изобрел рецепт изготовления отечественного «белого золота» и наладил производство фарфора высокого качества. Фарфор, созданный Д. Виноградовым, по качеству не уступал саксонскому, а по составу массы, изготовленной из отечественного сырья, приближался к китайскому.
В первые годы на заводе изготавливали мелкие вещи, в основном табакерки, которые Елизавета Петровна дарила свим приближенным или отправляла с дипломатической миссией. С 1756 года, после установки большого горна, стали изготавливать более крупные предметы, к числу которых относится и создание первого сервиза “Собственного”, принадлежавшего лично императрице.
При правлении Екатерины I мануфактура получила статус Императорского фарфорового
завода и задачу – “удовольствовать всю Россию фарфором”. В это же время
на должность модельмейстера был приглашен французский мастер Жан-Доминик
Рашет. В его моделях преобладало влияние французского искусства, где господствовал
классицизм. Проработав на заводе более четверти века, мастер внес большой
вклад в развитие художественного фарфорового искусства России. Он прославился
серией скульптур “Народы Российского государства”, которая имеет большую
историко-этнографическую ценность. Самыми знаменитыми произведениями мастера
стали выполненные по его эскизам роскошные сервизы “Арабесковый”, “Яхтинский”,
”Кабинетский”, которые насчитывали до 1000 предметов. Центральную часть
ансамблей занимали настольные скульптурные украшения, прославляющие деяния
императрицы, в частности ее 27-сантиметровый бюст.
Конец XVIII века стал расцветом русского фарфора, а императорский фарфоровый завод – одним из ведущих в Европе.
В период царствования Александра I русский фарфор явился отражением национальных тем и сюжетов в искусстве. Знаменитый «Гурьевский» сервиз прославил победу народа в Отечественной войне 1812 года. Появилась целая серия «военных тарелок», прославляющая солдат и офицеров всех родов войск. Широко использовалась портретная живость – на чашках, тарелках изображали не только коронованных особ, но и полководцев того времени. Особое место в производстве занимали вазы, золото стало излюбленным декоративным материалом.
В александровскую и николаевскую эпохи были созданы сервизы почти для
всех резиденций Петербурга. Они отличались новым стилистическим «русским»
направлением, который был создан по проектам русского ученого-археолога
и знатока древностей Ф. Солнцева. В то же время с поразительной точностью
воспроизводились на фарфоре полотна знаменитых мастеров Рафаэля, Леонардо
да Винчи, Тициана, Караваджо. Цветовая гамма и чистота палитры были необыкновенно
схожи с оригиналом. Иконопись и портретная живопись получили развитие на
вазах и тарелках. На всемирных выставках в Лондоне, Париже и Вене изделия
завода удостаивались премий и имели заслуженный успех.
К 100–летию завода был открыт музей, который пополнился экспонатами из кладовых Зимнего дворца.
В конце XIX века Александр III распорядился, чтобы все заказы императорской семьи исполнялись в двух экземплярах. Один оставался на заводе, а другой пополнял коллекцию музея. Такая традиция сохранилась и в начале XX века, и в советскую эпоху.
В 1918 году завод национализировали, и он стал называться Государственный фарфоровый завод. Политика, которую проводили большевики, нашла свое отражение и в изделиях предприятия. Изделия фарфорового завода 20-х годов - одна из самых интересных страниц декоративно-прикладного искусства этого времени. Она отразила в художественной форме настроение первых лет пролетарской революции.
С фарфором 20-х годов связаны имена художников К. Малевича, В. Кандинского, Б. Кустодиева, К. Петрова-Водкина. Они создавали предметы агитационного фарфора, который отражал жизнь советских людей.
В 1925 году заводу присвоили почетное звание Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова (ЛФЗ). В этот период и предвоенные годы создается новый стиль в изготовлении фарфоровых изделий, который был созвучен социалистическому быту.
После войны в изделиях завода находит свое отражения помпезность сталинского
периода, характерная для императорского фарфора. В этот же время была создана
художником Анной Яцкевич знаменитая «кобальтовая сетка», которая в конце
40-х годов стала отличительным знаком ЛФЗ. А. Яцкевич пережила блокаду
Ленинграда и в память о заклеенных крест на крест окнах в блокадном Ленинграде
создала изначально узор из золотых перекрестных линий, а после 1945 года
она повторила свой узор уже в кобальтовом цвете.
У Анны Яцкевич есть еще один знаменитый рисунок, который известен с 1936 года – это логотип Ленинградского фарфорового завода имени М.В. Ломоносова, который она придумала.
В 60-х годах мастера вновь обращают свой интерес к белому фарфору и лаконичности его исполнения.
В 2005 году по решению акционеров завод был вновь переименован а «Императорский фарфоровый завод».
Бережное использование традиций, постоянное обновление ассортимента продукции до сих пор делают Императорский фарфор привлекательным для коллекционеров и ценителей «белого золота».
Подробнее о заводе и продукции www.ipm.ru