«Синеглазая посуда - вазы, чайники и блюда - ярко светятся оттуда, как родные небеса».
Гжель, как вид художественного промысла, начинает свое развитие в начале XVI века. Свое название получила от волости Гжель, расположенной недалеко от Москвы.
Самые ранние упоминания Гжели встречаются в духовных грамотах 1339 года, принадлежащих Ивану Калите. В это время тут широко велась добыча глины, которая считалась одной из лучших и высоко ценилась. Многие ремесленники привозили в Москву утварь собственного производства из глины, некоторые оставались там работать. Так формировалась артель искусных мастеров. В то время гжельские рисунки были цветными. Мастера расписывали предметы домашнего обихода: тарелки, столовые сервизы, кружки, кувшины, игрушки. Для росписи использовали желтые, синие, зеленые цвета в коричневых контурах. Свои произведения дополняли фигурками людей и животных, каждый мастер воплощал в своем произведении свое видение жизни.
Расцвет гжельской керамики пришелся на конец XVIII века, в это время Гжель была популярна на всю Россию. Гжельские мастера создавали свои произведения из глины, с которыми ничто не могло сравниться, и конкурировать с ними было затруднительно. С появлением новых технологий росло и мастерство гончаров. В середине XVIII века было освоено производство фарфора, а также был получен «полуфаянс» - для этого в глину добавляли известь, придающую белизну изделиям. Именно его мастера расписывали синей краской, которая позже стала символом гжельской росписи. Изначально в росписи фарфоровых изделий преобладали модные на тот момент золотистые тона.
В начале XIX века с развитием фарфорового искусства в России производство гжельской майолики сокращается. Братья Кузнецовы - основатели «Кузнецовского фарфора» - были родом из Гжели. Наступает время экономического расцвета региона, когда маленькие мастерские объединяются в небольшие заводы. Постепенно фарфор и фаянс становятся основой гжельского промысла.
Расширяется и ассортимент производимой продукции. Наряду с кувшинами и блюдами стали выпускать молочники, чашки, чайники, масленки, чернильницы, подсвечники. Все изделия расписываются многоцветными рисунками и дополняются сюжетными скульптурами. Несмотря на наивность изображения сюжетов окружающей жизни, продукция была востребована за счет сохранения в ней характера народного искусства и была конкурентоспособна.
Начиная со второй половины XIX века гжельская роспись приобретает сдержанный характер, теперь для ее росписи используют только кобальт. Он замечательно смешивался с глазурью и после обжига приобретал синий цвет, мог долго храниться, не теряя при этом своей насыщенности и красоты. Знатоки утверждают, что сложно увидеть различия между старинными и современными изделиями, - вазы, горшки и другая утварь тех времен отлично сохранили свой вид и по сей день.
Тематика гжельской росписи была разнообразна. Мастера в основном воспроизводили в росписях окружающий их мир. Чаще других встречались архитектурные мотивы, природные пейзажи: птицы, растения, животные.
Изделия без росписи именовали «бельём», а с росписью - «крытьём». Все изделия расписывались вручную. Использовали краски только трёх основных тонов: белого (фон рисунка), синего и голубого (сам рисунок). После обжига получали более 20 оттенков синего цвета. Гжельский узор считается «подглазурным», потому что изначально расписывают обожженное изделие, затем его окунают в глазурь и опять отправляют в печь, после чего кобальт меняет цвет. А главным секретом гжельского узора считается нанесение мазков, которое когда-то передавалось из поколения в поколение.
В конце XIX - начале XX века промышленный кризис в России оказал свое
влияние и на народное творчество. Вновь производство керамики было налажено
только в середине прошлого века. В советское время была организована артель
«Вперед, керамика», на основе которой впоследствии и образовалось объединение
«Гжель», собравшее лучших мастеров своего искусства. Были разработаны новые
направления и формы изделий. В конце 80-х годов ведущим художникам предприятия
была присуждена премия имени Репина «За достижение в возрождении, становлении
и развитии искусства Гжели, в создании современного стиля гжельского фарфора
подглазурной росписью кобальтом».
Сегодня Гжель – это основной центр русского фарфора и керамики. Предприятие насчитывает около 1500 сотрудников, здесь работают целые династии мастеров, которые обучают молодое поколение секретам своего мастерства и продолжают традиции декоративно - прикладного искусства.
Подробнее на сайте www.gzhel.ru