Городницкий фарфоровый завод

Городницкий фарфоровый завод входит в число самых известных и старинных центров фарфорового производства. Он является третьим по счёту (после Барановского и Довбышского) предприятием, которое выпускало художественные изделия из фарфора на территории Украины.

Завод был основан в 1799 году в посёлке Городница, Новоград-Волынского района, Житомирской области. Он появился благодаря работе фабрики, которая принадлежала акционерной компании Корецкой мануфактуры. Создателем Корецкой мануфактуры был Юзеф Клеменс Чарторыйський, человек образованный, мудрый и умный хозяин огромных владений на Волыни. Когда он поселился в Корце, то начал развивать промышленность и вдохнул в городок, уже приходящий в упадок, новую жизнь. С самого начала своей работы фабрика изготавливала фаянсовую посуду и изделия в стиле саксонского фарфора 1770-1780-х годов для состоятельных людей. Кроме того, мануфактура решила производить у себя модный фарфор. Производство оказалось прибыльным, и собственники пришли к выводу, что необходимо расширить данную производственную линию. Кроме того, актуальным стал вопрос экономии топлива. В связи с этим фаянсовое производство было решено обособить и перенести ближе к расположению топливных ресурсов. В качестве нового места для его размещения была выбрана Городница. Таким образом, фабрика возникла как дочернее производство Корца.

 

Строилась фабрика четыре года на средства Юзефа Чарторыйского. Фактически, это был второй завод по производству фаянсовой посуды. Известна точная дата начала производства — 1 апреля 1807 г. Предполагалось, что запуск производства и продажа первой партии товара даст прирост прибыли, но этого не произошло. В 1810 г. умирает Ю.Чарторыйский, и обязанности по управлению фабрикой берет на себя Генрих Любомирский, супруг Терезы Чарторыйской.

В 1850 г. право собственности перешло к Терезе Любомирской, а потом к ее сыну. Последний продал её в числе прочего имущества, полученного от матери, помещику Вацлаву Руликовскому в 1856 году. Этот год становится новым этапом в развитии фабрики - начинается производство фарфора. Новый владелец приложил немало усилий для модернизации производства и самой фабрики. Он построил новые печи для обжига изделий, усовершенствовал помол сырьевых материалов, даже построил для этих целей водяную мельницу. На фабрику были приглашены мастера из-за границы. В результате всех этих мероприятий выросли объёмы производства, и качество продукции на Городницком заводе ничем не уступало продукции Барановской фабрики.

Более двадцати лет фабрика была собственностью Вацлава Руликовского. В конце 1870-х пожар уничтожил её производство. Не сумев восстановить помещения, владелец продаёт её Полтавскому поземельному банку, затем фабрика неоднократно перепродаётся, всего с 1880 г. ею владели шесть хозяев. С 1882 и до революции она переходит в аренду к предпринимателю А. Ф. Зусману. (В эти годы фабрика принадлежала Грипари и помещику С. Гижицкому.)

 

А.Зусман специализируется на выпуске столовой посуды, ваз. Решая увеличить выпуск продукции, он вводит декалькоманию и печать, приглашает мастеров из Чехии и Франции, а живописные работы выполняет художник Романовский со своими сыновьями. Ассортимент продукции увеличивается. Выпускаются коробки для сухого чая, туалетные флаконы, ажурные корзины для фруктов, изящные кувшины. Делаются попытки создания настольной скульптуры.

 

В период революции производство было остановлено и налажено только в 1923 году. Городницкий фарфоровый завод был переименован в завод им. Коминтерна и входил в состав Всеукраинского треста «Фарфор-фаянс-стекло». В это время на предприятии выпускаются чайные и кофейные сервизы, но основным видом продукции остаётся скульптура. Первой скульптурой на советскую тему была статуэтка "Пионер", выполненная на Городницком фарфоровом заводе. Производство настольной скульптуры занимает особое место в период с 1929 по 1941 год. В это время на заводе работали мастера Р. Марчук, Ю. Гаврилюк. Самые известные скульптурные статуэтки их фарфора того периода «Танкист», «Лётчик», «Пионерка», «Чабан», «Доярка», «Свинарка». В это же время популярно агитационно- тематическое декорирование посуды, примером которой может служить роспись чайного сервиза «Эскадрилья», выполненная Ю.Гаврилюком.

В послевоенные годы после окончания Одесского художественно-промыслового училища, на завод приходят О. Крыжановский, З. Мосийчук, Т. Крыжановская. Они активно участвуют в разработке моделей жанровой скульптуры и анималистики, тематической скульптуры.

 

Очень популярны работы Т. Крыжановской — «Медведь с балалайкой», «Утка в косынке», «Пара фазанов», «Пара курочек», «Мужик и медведь».  

 

Интересна, наполненная лёгкостью и грациозностью, скульптура «Балерина» О. Крыжановского. Пользуются большим спросом скульптурки: «Девочка с голубями», «Кот с бандурой», «Дед Мороз».

В 1950 г. на завод приходит Щербина. Одна из лучших его работ того времени — «Партизанка на лыжах» (1951), скульптура выполнена в бисквите. Работает он и над национальной тематикой: скульптура «Тарас Бульба», группа «Карась» и «Одарка».

 

В 70-х годах прошлого века завод был реконструирован и являлся одним из крупнейших предприятий по выпуску и продаже фарфора в Украине и в Советском Союзе. Тут выпускались столовые, чайные, кофейные сервизы на 6 и 12 персон, украшенные подглазурной росписью, часто с позолотой. В декоре широко были представлены мотивы украинского народного творчества, в украшении бытовых изделий массового производства - декалькомания, трафарет, штамп.

Завод выставлял свою продукцию на ярмарках в Брюсселе, Брно, Лейпциге. За достижения в изготовлении и продвижении продукции на мировые рынки был неоднократно отмечен наградами правительства Украины.

В 1999 году завод отметил своё 200 -летие. С июля 2008 года КП «Городницкий фарфоровый завод» не работает, а с января 2010 года находится в состоянии банкротства, бездействие руководства привело к отчуждению имущества и разрушению завода.