Городецкая роспись

 

Городецкая роспись берет своё начало с XIX века. Родиной её стало Поволжье, а именно сёла и деревни Хлебаиха, Курцево, Косково, Савино, Букино и другие, расположенные по берегам речки Узолы - притока Волги. Среди обилия деревянной продукции, которые выпускали заволжские мастера, более всего были известны прялки. Именно с них получил свою известность народный промысел. Мастера свозили свои изделия на продажу на нижегородскую ярмарку, а потом они расходились по всей России. Поэтому и роспись сперва называлась нижегородской. Ранее, ещё до её появления, прялки украшались резьбой. Со временем резьбу для большей нарядности стали слегка подкрашивать, а позже её полностью вытеснила роспись.

Название "городецкая роспись" зазвучало лишь в 1930-х годах после появления работ одного из самых известных исследователей народной культуры В.М. Василенко. В более ранних изданиях речь идёт о "нижегородской росписи" или о "курцевских красильщиках". Новое название народного промысла закрепилось, поскольку Городец был главным рынком сбыта узольской расписной утвари и также имел мастерские по росписи дерева. Но самое главное: именно с ним, его бытом, нравами и образами связано само содержание росписи.

Знаменитая узольская роспись выросла на основе художественной культуры Городца и его окрестностей, история которой насчитывает более восьми столетий. Городец с давних пор славится мастерами-резчиками по дереву. Лес предоставлял дешёвый материал, который всегда был под рукой. А история возникновения народного промысла связана с деятельностью Петра I по созданию русского военного флота. Каждый корабль непременно украшался деревянной резьбой, демонстрируя не только военную мощь России, но и художественный талант населявших её народов. В течение XVIII века строительство кораблей переместилось ближе к завоёванным берегам морей. Талантливым мастерам пришлось искать новое применение накопленному опыту. Одни стали вырезать ложки, другие точили миски и чашки, а третьи - изготавливали орудия труда для прядения и ткачества. Особую популярность завоевали донца для прялок, которые и украшались резьбой. Донце прялки - это сиденье, которое не было видно во время работы. Зато, окончив прясть, крестьянка вешала донце на стенку, и оно становилось украшением скромного быта.

 

 

Расцвет городецкой росписи связывают с приездом в 1870 г. из Городца в деревню Курцево иконописца Огуречникова, которого пригласили подновить живопись местной церкви. Именно он помог местным мастерам освоить живописные приёмы, издавна применявшиеся при написании икон. Он научил их накладывать краски, пользоваться белилами и лаком - всеми инструментами мастерства, которые придают живописи законченность и выразительность. Мастера давно уже в своих работах применяли подкраску инкрустированных предметов, поэтому были готовы воспринять живописную технику. Вскоре такой росписью стали украшать не только прялки, но и многие предметы народного быта - стульчики, короба, лукошки, солонки и игрушки.

В конце XIX века появился дешёвый ситец фабричного производства, который заменил ткани ручного изготовления. Так необходимые для ручного производства тканей донца, гребни, веретёнца стали ненужными на фабриках. Выполненные с любовью и талантом, лучшие образцы прялок заняли достойное место в музеях и стали экспонатами для последующих поколений.

 

Городецкая роспись всегда отличалась содержательностью и была богата жанровыми сценами. Сюжетами для росписи становились жизненные ситуации, обычно крестьянский и купеческий быт. Значительную часть росписи занимали широко и декоративно расписанные цветочные мотивы. Часто встречаются мотивы с образами птиц и животных. Здесь можно увидеть львов и барсов, величественных коней и петухов в гордой и воинственной позе. Нередко изображения делали парными, обращёнными одно к другому.

 

Технология создания городецкой росписи во многом проще хохломской, особенно в плане подготовки основы. Городецкая роспись совершается непосредственно на деревянной основе, которая при желании может быть покрыта грунтовой краской красного, чёрного или жёлтого цвета. Все основные цвета, которые используют в росписи, должны иметь два оттенка -насыщенный и разбавленный. Раньше для росписи изделий пользовались яичными красками, которые ложились на изделие большими цветовыми пятнами без предварительного контура. Сейчас чаще всего используют для рисования темперу (краска на основе порошковых пигментов из натуральных материалов), гуашь, разведённую клеем ПВА, масляную краску, что помогает расширить палитру цветовой гаммы.

 

Вначале на рабочей поверхности тонкими линиями карандашом намечают композицию будущего узора. Главная задача – наметить размеры и положение основных элементов или узлов, например, животных и цветов. Опытные мастера пропускают этот этап, рисуя сразу красками. Узлы, как правило, прорисовывают более светлым тоном краски (промалевка). На светлые пятна наносятся тонкие мазки тёмного оттенка (тенёвка), изображая детали: лепестки цветов, складки одежды, детали интерьера и др. На этом же этапе между крупными элементами изображаются листочки и бутоны. Заключительный этап росписи - нанесение чёрной (разживка) и белой (оживка) краской штрихов и точек. Эти действия выполняется самой тонкой кистью, что и придаёт работе законченный вид. После высыхания краски изделие покрывают бесцветным лаком.

Существует три вида композиции в городецкой росписи: цветочная роспись, цветочная роспись с включением мотива «конь» и «птица» и сюжетная роспись.

 

Чаще всего используется цветочная роспись, так как она наиболее проста в исполнении. В цветочном орнаменте наиболее распространённые типы росписи: «букет», «веночек», «гирлянда», «цветочная полоса». Цветочная роспись в своих различных вариациях сохранилась в городецкой росписи ещё с расписных прялок, где она разделяла верхний и нижний ярусы. Такие орнаментальные росписи используют при росписи объёмных предметов декора. Используют для росписи кухонной утвари, детской мебели.

 

Цветочная роспись с включением мотива «конь» и «птица» тоже очень распространена в городецкой росписи. Её можно увидеть на блюдах и разделочных досках, шкатулках и хлебницах, детской мебели и даже ложках.

 

Сюжетная роспись одна из самых трудоёмких и удивительно красивых видов композиций городецкой росписи. Здесь свидания и гуляния, посиделки и застолья, праздничные выезды и проводы, иллюстрации к различным сказкам и сюжеты из современной жизни, а также многое другое. Мастера используют традиционные приёмы организации пространства, которые были выработаны художниками Городца ещё в конце XIX в. Несмотря на сложность сюжетов, художники обязательно включают в роспись цветы, даже если показан зимний пейзаж.

 

Традиции подписывать работы или сопровождать их народными пословицами и поговорками восходят к первым расписным городецким изделиям последней четверти XIX в. Народная мудрость, выраженная в словах, помогает раскрытию сюжета изображения, оживляет рисованную картинку и подчёркивает то огромное смысловое значение, которое вкладывал автор в своё изделие.

К началу XX века промысел потихоньку пришёл в упадок, а вскоре и вовсе прекратил своё существование. Восстанавливаться городецкая роспись начала только в 30-х годах, когда открылась мастерская живописцев. Позже, уже в 50-е годы, образовалась артель. В наши дни наследие старых мастеров и их лучшие традиции стремятся возродить художники, работающие на фабрике «Городецкая роспись» в г. Городце, которая была создана в 1960 году. С 1995 года работает иконописная мастерская, где сохраняется технология написания икон XIV-XV веков с соблюдением всех церковных канонов. Сохраняются городецкими мастерами и традиции глухой (плоской) резьбы, которая в современных условиях нашла своё применение в изделиях геральдики, резных иконах и уникальных авторских работах.

www.gorrospis.ru