Подлаковая жипопись – старинный русский народный промысел. Всего
в России в настоящее время существует четыре основные школы лаковой миниатюры
– Палех, Мстёра, Холуй и Федоскино. Федоскинская лаковая фабрика миниатюр
– самая старая в России. С федоскинских шкатулок пошёл на Руси новый промысел.
В подмосковном селе Данилково в конце ХVIII века московский купец Пётр Коробов открыл фабрику по производству бумажных лаковых козырьков для армейских киверов из папье-маше - государственный шляпный завод не справлялся. Производство оказалось на редкость доходным делом: козырьки – вещь расходная и их всегда требуется много.
В начале XIX века Коробов переманил с немецкой фабрики Штобвассера в Брауншвейге нескольких мастеров, которые смогли организовать производство табакерок и обучили этому местных крестьян. Вначале табакерки украшали приклеенными гравюрами, что приносило неплохой доход. Для удешевления продукции бумажную гравюру просто приклеивали на изделие и покрывали сверху лаком. Особой популярностью пользовались женские портреты, жанровые сценки и пейзажи. Впоследствии, мастера стали их расписывать вручную, избрав наиболее сложною технику - живописной миниатюры. И сюжеты стали выбирать из народной жизни.
Настоящего расцвета промысел достиг благодаря… купеческой свадьбе. Дочка Коробова вышла замуж за купца Лукутина, и в 1812 году фабрика в качестве приданого перешла к нему в руки.
При Лукутиных производство быстро росло, расширялся ассортимент продукции. На фабрике выпускали более 100 наименований изделий, среди которой наибольшей популярностью пользовались шкатулки, чернильницы, тарелки, стаканы, табакерки, футляры для очков и перчаток и многое другое. Появился собственный неповторимый стиль, соединивший в себе классические произведения живописи, сказочные сюжеты и народный лубок. Мастера переносили на шкатулки картины русских художников и сценки из деревенской жизни. Большой популярностью пользовался сюжет «Тройка». Художников, которые специализировались на изображении исключительно «троек», называли «троечниками», а стоимость изделия составляла от 25 копеек до 125 рублей. В 1828 году на изделиях стали ставить клеймо, с тех пор они стали известны как «лукутинские».
Лукутины были купцами просвещёнными, состояли в учредителях МХАТа, были меценатами, за что получили дворянский титул. На Федоскинской фабрике в конце 1876-1888 гг. работало более 460 человек в 40 мастерских. Лукутины заботились о своих работниках. Мастерам-живописцам предоставляли бесплатные квартиры, дрова, керосин, товарные кредиты и обучение – своего рода социальный пакет.
Для своих рабочих, которые в основном были безграмотными, Лукутин выписывал
журналы, среди которых были «Нива», «Огонек», «Художественный листок».
Оттуда с помощью кальки мастера копировали изображения. Это называлось
припорох. Один из сюжетов — «Чаепитие», стал очень популярным и неоднократно
воспроизводился на федоскинских изделиях.
Технология изготовления федоскинской шкатулки сохраняется уже более 200
лет. Она довольно трудоёмкая и длительная. Шкатулка делается из папье-маше.
Сначала картон нарезается лентами, которые обмазывают клейстером и навивают
на болванки, чтобы придать форму. Затем заготовку просушивают в сушильном
шкафу. После этого изделия пропитывают растительным маслом и многократно
сушат при температуре 85-90°С. Благодаря этому шкатулка приобретает твёрдость
дерева. Дальше при помощи столярных инструментов заготовке придают форму,
грунтуют и шпаклюют её, втирая специальную красную глину, смешанную с голландской
сажей и маслом. После этого её покрывают несколькими слоями копалового
лака и полируют, постоянно просушивая. Пройдёт несколько месяцев, прежде
чем шкатулка или иное изделие приобретёт форму и будет передано художнику.
Сначала художник копирует рисунок на бумагу. Далее рисунок переносится
на заготовку. После этого последовательно выполняются замалёвок — набросок
композиции, пропись или перемалёвка — детальная проработка рисунка, лессировка
— моделирование изображения прозрачными красками и бликовка — изображение
бликов на предметах светлыми красками.
Существует также оригинальная федоскинская техника письма «по сквозному»,
когда перед росписью на всю поверхность изделия или его часть наносится
перламутр, золотая или серебряная фольга. Они просвечиваются через лессировочные
краски, придавая изделию внутреннее свечение. Для росписи используют масляные
краски, что отличает федоскинскую школу от других русских школ лаковой
миниатюры. Художники пишут тонкими беличьими и колонковыми кисточками.
При выполнении тонких работ мастер может использовать тончайшую кисть буквально
из двух-трёх волосков. Нередко требуется использование лупы. Изделия украшают
также сканью, различными орнаментами. После этого шкатулку снова отправляют
на лакировку и полировку. Отличительная особенность федоскинских шкатулок
— глубокий чёрный цвет снаружи, ярко-красный внутри, глубокие краски рисунка
с внутренним свечением.
В целом, на изготовление одной шкатулки, в зависимости от сложности, тратится от нескольких месяцев до года работы. Хрупкая с виду шкатулочка из папье-маше запросто выдерживала кипяток. На свои изделия мастера давали столетнюю гарантию. Залог прочности — в особом лаке. Перед тем как взять в работу, лак выдерживали несколько лет на солнце.
Наследники Лукутина в начале ХХ века фабрику закрыли, и мастера в 1910 году объединились в «Федоскинскую трудовую артель бывших мастеров фабрики Лукутиных». Промысел удалось сохранить при помощи мецената Саввы Морозова.
В 30-х годах была создана Федоскинская профтехшкола, где растили мастеров
себе на смену, выпускники которой работали не только в Федоскино, но и
в Жостово, на других промыслах. В этот период на Всемирной выставке в Париже
за свои работы федоскинцы удостоились Большой золотой медали и Диплома
за высокое качество и сохранение традиций русского народного искусства.
В послевоенные годы федоскинцы вписывают в старый стиль новые образы: портреты вождей, космонавтов, политических деятелей, артистов. Но для подарков все же используют традиционные сюжеты русских народных сказок и былин. А самая известная федоскинская табакерка принадлежала Ивану Сергеевичу Тургеневу. Уезжая из России в Париж, писатель подарил любимую лаковую вещицу своему другу — поэту Якову Полонскому. Сейчас раритет можно увидеть в экспозиции Литературного музея Пушкинского Дома.