Дымковская игрушка — один из старинных русских народных промыслов, уникальное
явление русского народного искусства, которое пришло к нам из глубины веков.
Оно возникло в XV–XVI веках в слободе Дымково возле города Вятки. Именно
там, по женской линии, появилась традиция, которая передавалась от матери
к дочери - изготовление глиняной игрушки. Постепенно складывались династии
дымковских мастериц: Никулины, Пенкины, Кошкины… Творчество каждой из них
характеризовалось своими особенностями в форме изготовления изделий, пропорциях,
колорите и орнаментах. В Дымковской слободе в XIX веке жили и работали
от 30 до 50 семей, которые создавали свои игрушки.
Дымковская игрушка – семейный промысел. Это изделие исключительно ручной работы. Каждая игрушка - создание одного мастера. От начала процесса до конца – это чистое творчество и фантазия, поэтому двух одинаковых игрушек быть не может. В прошлом целые семьи участвовали в её изготовлении. С осени копали и месили ярко-красную глину, затем вручную толкли и растирали кусковой мел. Всю зиму лепили, сушили и обжигали игрушки к празднику «Свистуньи- свистопляски», которая проходила в четвертую субботу после Пасхи. Игрушки белили мелом, который разводили в коровьем молоке, красили яичными красками и украшали золотистой поталью. Затем складывали на лодки и отправлялись на ярмарку в город Вятку, радуя своим ярким и самобытным товаром детей и взрослых. Ярмарка была продолжением ежегодного поминального дня убитых жителей Хлынова и Великого Устюга, которые погибли в братоубийственном Хлыновском побоище. После этого наступал разгульный весёлый праздник, длившийся в течение трёх дней, где вятские жители от мала до велика свистели в глиняные свистульки. Этот праздник существовал до 1920-х годов. Представление о нем дают нам изделия дымковских мастериц разных поколений, которые создавались на протяжении ХХ и в начале ХХI веков.
В начале ХХ века производство игрушек стало сходить на нет - промысел угасал. Он уже не кормил потомственного мастера, как раньше. Объёмы производства стали снижаться, и мастера стали искать себе другое занятие, чтобы прокормиться. Глиняные игрушки становились прошлым, на смену им пришли изделия из гипса, которые на ярмарочных распродажах пользовались большим спросом. Многие мастерицы переключились на раскраску гипсовых изделий.
И все же, одна из дымковских мастериц Мезрина Анна Афанасьевна(1853-1938)
продолжала по старинке создавать свои изделия. Именно она стала связующим
звеном между веками – прошлым, настоящим и будущим дымковской игрушки.
Она обучила ремеслу своих дочерей, передала им свой опыт и знания. Сейчас
её творчество расценивается как классика и пример для подражания других
мастериц.
Решающую роль в судьбе всего дымковского промысла сыграл вятский художник
Алексей Иванович Деньшин (1893-1948). С пятнадцати лет он увлекался творчеством
дымковских мастериц, постоянно зарисовывал дымковские игрушки и изучал
технологию процесса их изготовления. Творчество А. А. Мезриной стало для
него объектом особого изучения и любви. Даже после революции Деньшин А.И.
не только не прекратил изучение дымковского ремесла, но и активно его пропагандировал,
пытаясь обратить внимание властей на самобытное русское народное искусство.
Художник выпустил альбомы, где зарисовал не только процесс создания игрушек,
но и описал историю промысла. В 1917 году был издан альбом «Вятская глиняная
игрушка в рисунках». В 1919 году - « Вятская глиняная игрушка. Куклы нарядные»,
а в 1926 году вышел небольшим тиражом альбом «Вятские старинные глиняные
игрушки». Эти альбомы сразу стали раритетом книжного мира. Ещё одним вкладом
в популяризацию дымковского ремесла стало собрание и распространение коллекции
дымковских игрушек по музеям Москвы и Петербурга. Это позволило и общественности,
и руководству страны узнать о старинном промысле. Несмотря ни на что, ремесло
выжило и о мастерице А.А. Мезриной узнала вся страна. В 1934 году она была
удостоена персональной пенсии. Благодаря А.И. Деньшину в ремесло вернулись
потомственные мастерицы Е.И. Пенкина( 1882-1948) и Е. А. Кошкина(1871-1953),
молодое поколение стало с интересом заниматься этим уникальным творчеством.
В 1920–30-е годы дымковский промысел развивался по старинке: как типичный
домашний народный промысел. Здесь не было никаких артелей, как в других
промыслах того времени. С 1934 года мастерицы сдавали свои игрушки как
надомницы сначала на фабрику гипсовых изделий в самой слободе Дымково,
а затем переправляли в город в товарищество «Кировский художник».
В этот период в изготовлении дымковских игрушек появляются композиции, состоящие из фигур, объединённых единым смыслом и цельным основанием, получившим название «блинчика». Такой оригинальный приём позволил воплотить в жанровых сценках эпизоды из реальной жизни. Старые мастерицы - А.А. Мезрина, Е.А. Кошкина и Пенкина Е.И. - первыми внесли изменения в творческую концепцию своих изделий.
В 1939 году бригада мастериц в составе Е. А. Кошкиной, Е. И. Пенкиной, О. И. Коноваловой и З. Ф. Безденежных под руководством А.И. Деньшина участвовала в оформлении зала Кировской области в павильоне «Ленинград—Северо-Восток» на открытии Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве. Пресса отметила выразительность изображений и яркость красок, созданной композиции. Так родился дымковский рельеф, который прочно вошёл в арсенал дымковских мастериц второй половины ХХ века.
Великая Отечественная война нанесла колоссальный урон не только всему культурному наследию нашей страны, включая и едва возродившийся дымковский промысел. Ремесленницы остались без работы. Обстоятельства складывались так, что в это тяжёлое для страны время было не до игрушек. Однако дымковская игрушка вскоре вновь стала обретать былую популярность. В 1943 году произошли важные события для дымковского промысла – во Всесоюзном конкурсе детской игрушки дымковские мастерицы под руководством Алексея Деньшина получили первую премию, а 9 июля того же года мастерицы Кошкина, Пенкина и Коновалова стали членами Союза художников СССР. Кроме того, было принято решение возобновить в промысле ученичество.
В послевоенные годы страна снова обратились к дарящему радость творчеству дымковских мастеров. Государство их всячески поддерживало, финансировало, улучшало условия труда и способствовало обучению молодого поколения. К сожалению, в это время уходит старшее поколение дымковских мастериц, умирает А.И. Деньшин. К 1956 году промыслом занималось только восемь мастериц. Среди них работали молодые снохи Кошкиной и Пенкиной: Кошкина Е.З. (1914-1993) и Пенкина З.В. (1897-1988).
В конце пятидесятых годов прошлого столетия народные промыслы стали возрождаться. Спрос на дымковскую игрушку значительно увеличился, и она начинает условно подразделяться на две основных категории: выставочную и традиционную. Выставочная категория создавалась в основном с применением инновационных технологий, с целью привлечь внимание посетителей художественных выставок различного уровня, начиная с областных и заканчивая международными. Проводились и персональные выставки мастериц. Их творчество широко освещалось в прессе, что привлекало внимание профессионалов и сотрудников музеев. Имена мастериц входили в историю и становились знаменитыми.
Дымковская игрушка начала XXI века – явление сложное и многогранное. С изделиями мастериц прошлого её связывает традиция, которая не только сохранилась на протяжении веков, но и постоянно развивалась и изменялась. Тематическое разнообразие изделий, красочность, тщательная проработка деталей и орнаментов характерны для произведений современных мастериц.
В наше время сохранением древнего вятского промысла занимается целое поколение современных дымковских мастериц (около 20 человек), работающих в Кировском городском отделении Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» – «Народный художественный промысел «Дымковская игрушка». В их числе Лидия Фалалеева, Нина Борнякова, Валентина Бородина, Людмила Верещагина и целый ряд других выдающихся мастериц. С октября 2000 года данной организации принадлежит Свидетельство Роспатента на Товарный знак (знак обслуживания) и наименование товара – дымковская игрушка.