Дулёвский фарфоровый завод

Дулёвский фарфоровый завод знают во всем мире. За почти двухсотлетнюю историю он завоевал множество престижных наград и приобрёл популярность как в Америке, так и в Европе. На протяжении долгих лет его продукция из фарфора считалась эталоном безупречного исполнения.

Дулёвский фарфоровый завод основал Терентий Кузнецов. Его отец Яков Кузнецов честно заработанный нелёгким трудом золотой червонец, решил вложить в производство керамики. Они жили по соседству с Гжелью. А это была стариннейшая гончарная местность, и все жители деревни издавна занимались гончарством. Рядом были залежи торфа, служившего топливом для обжиговых печек, и также здешние места славились залежами хороших белоснежных глин. Так возник небольшой, но прибыльный заводик. Потом к делу подключился сын – Терентий, который, в свою очередь, вложил капитал в производство побольше – так в 1832 году в Дулёво был основан Дулёвский фарфоровый завод. Причём не на пустом месте, а Терентием было куплено отлично налаженное фарфоровое производство купца Сафонова.   

 

    На новом заводе уже стали сортировать посуду, мастера знали секреты изготовления качественной фарфоровой массы, а живописцы владели рецептом ярких красок и искусной росписи способом "крытья" – раскраска изделия сочным малиновым, жёлтым, синим, розовым кобальтом и золотом. Однако далеко не каждый потребитель был в состоянии оценить роскошную простоту дулёвского фарфора: для привлечения покупателей требовались более яркие и броские декоративные приёмы. Так возникли дулёвские «агашки». Этим словом обозначают старую русскую манеру росписи, ручную живописную раскраску. Ещё "агашкой" называли цветок! Самый излюбленный узор - яркая роза с круглыми лепестками –и есть "агашка". Она выполняется особой раскладкой кисти, крупными мазками. Используют также и тонкую кисточку, но серединку не прорисовывают, только лепестки, а иногда даже применяют грубый приём мазка пальцем.

 

Эту манеру росписи дулёвцы переняли у гжельских живописцев, которые традиционно расписывали посуду крупными розанами. Но в отличие от синего гжельского кобальта, в Дулёво используют, в основном, четыре краски и золото, а фирменная дулёвская роза – розово-пурпурная. Но почему именно дулёвскую розу называют "агашкой"? Дело в том, что у каждого завода существует свой стиль росписи. Если у Императорского завода им. Ломоносова он "дворянский", классический, то дулёвский фарфор – очень яркий, праздничный, народный. Раньше в основном росписью занимались женщины-мастерицы, рисунки их были трогательные и наивные, но очень живые и яркие. В основном мастерицы, работающие на заводе, были из деревень, где имя Агафья было очень распространённым, т.е. Агафьи рисовали, а "агашками" стали называть их рисунки. Такой стиль росписи раньше ещё называли "трактирным".

 

Далее производство расширяется по нарастающей. Сын Терентия – Сидор, обогатил предприятие новыми мастерами, когда закрыл свою фабрику в Короткове. В своём сыне Матвее с малых лет он воспитывал целеустремлённость и деловую хватку. Матвей с 15 лет учился фарфоровому искусству в коммерческом училище в Риге. В 1864 году он принимает бразды правления от своего отца. Именно Матвей становится фарфоровым монополистом и владеет 18 фарфорово-фаянсовыми заводами, среди которых (кроме Дулёво) лучшие и известнейшие российские фабрики Гарднера (в Вербилках, Подмосковье) и Ауэрбаха (в Конаково, Тверской области).

В 1889 году он основал «Товарищество фарфоровых и фаянсовых заводов М.С.Кузнецова». Так возникла Кузнецовская фарфоровая империя. А в 1902 году Кузнецовы стали "поставщиками царского двора". На его заводах работали талантливейшие мастера и художники, среди которых М.А Врубель.

Дулёвский завод был одним из самых успешных предприятий Кузнецова. К началу ХХ столетия тут трудилось более 2300 человек, работало более 8 печей для обжига, 20 муфельных печей, 3 паровые машины. А когда построили рядом Нижегородскую железную дорогу, то завод и вовсе стал процветать.

Одной из причин, по которой дулёвский фарфор ценился во всем мире, было качество сырья и способ его обработки. При Кузнецовых фарфоровая масса отлёживалась до года в подвалах специальных цехов – "летовалась", т.е. делалась пластичной. Мало того, использовали только торф, добытый до 20 июля. Он считался сухим и выдержанным, остальной считался непригодным, так как его не успевали высушить до нужной влажности. До сих пор качество продукции Дулёвского завода считается отменным.

 

С приходом советской власти в 1918 году завод национализировали. Но тем не менее, в советское время он оставался одним из самых лучших заводов в своей отрасли. Численность рабочих превышала 6500 человек, и завод выпускал свыше 75 млн. изделий в год - больше, чем где–бы то ни было в Европе. С этим периодом связаны имена таких великих мастеров как В.П. Леонов, И.Г.Коньков, А.И.Похоров и другие. Многие их работы стали коллекционными и сейчас хранятся в музеях и художественных галереях. Некоторые работы, например, скульптура «Сокол» А.Г.Сотникова была удостоена медали «Гран-При» в Брюсселе в 1958 году. С тех пор силуэт этой птицы стал торговой маркой завода и его ставят на обороте каждой дулёвской чашки или тарелки. В 1976 году завод наградили орденом Ленина за выдающиеся заслуги в развитии фарфора.

 

После распада СССР у завода начался временный период упадка. Финансовые затруднения вынудили продать его в 2012 году в частную собственность российским предпринимателям, которые возродили лучшие традиции производства и смогли вывести его на новый уровень. С этого времени на заводе началась масштабная реконструкция. Были установлены печи французского и чешского производства, поставлено новое оборудование. В настоящее время Дулёвский фарфоровый завод представляет собой современное, полностью модернизированное промышленное предприятие со штатом свыше 700 человек. Завод по-прежнему остаётся самым крупным заводом в России по выпуску фарфора для широких масс населения. Мастера Дулёвского завода проводят большую работу по внедрению новых форм и рисунков. Продолжается выпуск продукции со знаменитыми «дулёвскими розанами» , хотя на заводе, конечно, есть и рисунки, выполненные в другой технике. Это "деколь", или переводная картинка на фарфор, трафарет, печать.

Сегодня Дулёвский фарфоровый завод продолжает оставаться в числе лидеров производства, регулярно поставляя свои изделия в 75 регионов России, в 6 стран ближнего зарубежья, а также в США, Канаду, Норвегию и другие страны.

www.dfz.ru