Фарфор Вербилок (Дмитровский фарфоровый завод)

Дмитровский фарфоровый завод, расположенный в посёлке Вербилки, ведёт свою историю от первого частного завода, основанного английским купцом Гарднером в 1766 г. Он прославился высоким качеством фарфоровых изделий, своими орденскими сервизами и многочисленной малой скульптурой. Также входил в "Товарищество М.С.Кузнецова" в конце XIX в.

Прежде чем открыть свою фабрику, Гарднер ездил по России в поисках особой глины для фарфора. Лучший вариант он нашёл на Черниговщине, так называемую «глуховскую» голубую глину. Она чудесно подходила по всем своим качествам для производства фарфора, который не уступал бы мейсенскому.

Фабрика Франца Гарднера располагалась в селе Вербилки Дмитровского уезда Московской губернии. Она производила великолепный фарфор, который по качеству не уступал европейскому. Существует легенда, что готовясь отметить свои именины, Екатерина II приказала князю Потёмкину приготовить такой праздничный стол, который затмил бы тот, что описан в сказках «Тысяча и одной ночи». И князь постарался. Участники застолья вспоминают, что стол был отделан драгоценностями и золотом. Кухня была восточной, французской и итальянской, а на десерт подавали фарфоровые чашечки, наполненные бриллиантами. Катерина была в восторге. Она отметила блеск золота и роскошь фарфора, который Потёмкин приобрёл у Франца Гарднера.

Для обучения русских мастеров Франц Гарднер пригласил известного немецкого художника по фарфору Кестнера. В подарок Екатерине II «Мануфактура Гарднера» изготовила сервиз, посвящённый победе в русско-турецкой войне. Сервиз так понравился императрице, что она заказала Гарднеру для исполнения три орденских сервиза в честь орденов Георгия Победоносца, Андрея Первозванного и Александра Невского. Впоследствии, был выполнен ещё сервиз в честь святого князя Владимира. Количество предметов в сервизах варьировалось от полутора сотен до полутора тысяч предметов, которые имели разные функциональные назначения, размеры и формы. На протяжении почти полутора сотен лет орденские сервизы использовались в церемонии праздничных торжественных обедов, и даже были описаны в литературе XIX столетия. Славилась фабрика и великолепной скульптурой, которая украшала богатейшие дома России и Европы.

 

Несмотря на появление других частных заводов, фабрика «Мануфактура Гарднера» продолжала занимать лидирующее место в отрасли в XIX веке. Продукция и тематика выпускаемых изделий были чрезвычайно широки. Большим спросом пользовалась посуда с городскими пейзажами, изображениями знаменитых современников – участников войны 1812 года. Визитной карточкой завода Гарднера стали сервизы с гербами аристократических семейств России, дворянскими коронами и вензелями. За высокую оценку изделий, которые были выполнены по заказу Екатерины II, в 1785 году «Мануфактура Гарднера» получила право ставить на свои изделия клеймо московского герба.

 

После смерти Франца Гарднера его дело продолжили наследники. Завод перешёл к его старшему сыну, а после его смерти, к его младшим братьям. В 1833 году было налажено производство фаянса, а в 1840 - опака (высший сорт фаянса). Гарднеровский завод стал образцом для других заводов в России.

В 1829 году на Первой промышленной выставке фабрика получила золотую медаль за свою продукцию, а в 1855 году – особую благодарность императора и право ставить на свои изделия изображение двуглавого орла. С 1856 года фабрика обладала правом называться «Поставщик Двора Его Императорского Величества».

Но к концу XIX века, с связи с упадком промышленного производства, фабрика начинает деградировать. И только в составе «Товарищества производства фаянсовых и фарфоровых изделий М.С. Кузнецова» начинается возрождение предприятия в Вербилках.

 

 

С переходом фабрики в руки Кузнецова производство увеличилось. Будучи хорошим коммерсантом, Кузнецов не захотел терять постоянных клиентов и до революции 1917 года ставил на свои изделия клеймо Гарднера, именно на таких условиях и была ему продана фабрика. Ассортимент продукции, по сравнению с гарднеровским, мало изменился. Новый владелец пользовался коллекцией Гарднеров, которая ещё в 1860-е годы насчитывала более 4 тысяч различных фаянсовых предметов, не считая статуэток. Изучив рынок, Кузнецов на вербилковской фабрике выпускал в основном чайные и столовые сервизы, а также отдельные предметы старых гарднеровских форм. Для церквей выпускались лампады, свечи, люстры, чаши. К 100-летию Бородинской битвы были выпущены тарелки, чашки, сухарницы, блюда, вазы с изображением эпизодов Отечественной войны 1812 года. К 300-летию дома Романовых были выпущены изделия с изображением русских барышень, барынь и бояр в одеждах 16—17 веков. В большом количестве фабрика выпускала анималистическую скульптуру небольшого размера (лошадей, верблюдов, медведей, собак, кошек, петухов).

 

Предприятие национализировали после революции 1917 года, и она стало называться Дмитровский фарфоровый завод. Во время Гражданской войны и в период послевоенной разрухи завод продолжал выпускать вазочки, туалетные наборы, блюда. Первое время при советской власти выпускали продукцию по «кузнецовским» образцам. Использовались старые деколи, так как осталось мало опытных мастеров. Но советская власть требовала позитивного восприятия действительности, поэтому стали выпускать агитационный фарфор.

 

В 1930-х годах большую известность получили чайные сервизы скульпторов К.Г. Тихонова и Е.П. Смирнова «Искусство народов СССР». 

 

 

В это же время в Вербилках начал работать скульптор Сергей Михайлович Орлов. Он создал такие известные работы как: «Конёк-горбунок», «Золотая рыбка», «Клоун», - черпая своё вдохновение из русских народных сказок.

В 1937 году на заводе организовали художественную лабораторию. Коллектив завода состоял из мастеров, которые передавали свои навыки буквально из рук в руки. Именно в 30-е гг Дмитровский фарфоровый завод получил наконец мировое признание, о чем свидетельствуют многочисленные приглашения на выставки - в Каире, Багдаде, Нью-Йорке, Осло, Париже, Брюсселе. На многих из них продукция завода была удостоена высоких наград.

Во время Великой Отечественной войны выпуск художественного фарфора практически прекратился, но отдельные работы всё-таки появлялись. А. Чечулина, известная до войны сервизами «Русский орнамент», «Женщины наших республик», создала сервиз «Битва за Родину». Т. Деморей, вспомнив о гарднеровском орденском сервизе, расписала свои: «Александр Невский», «Суворов», «Кутузов» — полководческие ордена Великой Отечественной. В условиях войны завод перешёл на выпуск продукции для нужд фронта - выпускались высоковольтные изоляторы для разрушенных линий связи, «поильники» для находившихся на излечении в госпиталях тяжелораненых и так далее. Большинство работников завода были мобилизованы и находились на фронте. Их заменили женщины и дети, многие из которых в дальнейшем были удостоены государственных наград.

 

Возрождение завода начинается после распада СССР, когда фабрика в 1991 году стала называться ЗАО “Фарфор Вербилок “. В 1995 году образовалось дочернее предприятие “Промыслы Вербилок”, перед которым стояла задача возродить традиции семейных кланов Гарднеров-Кузнецовых. На международных выставках предпринимателей Америки и Европы в Бирмингеме и Мехико 1996 года успехи фабрики были отмечены Бриллиантовой и Золотой звёздами.

С 2007 года фабрика “Мануфактуры Гарднера” является почетным членом Гильдии поставщиков Кремля, обладает правом размещать на своей продукции соответствующий знак.

Сегодня фабрика «Мануфактуры Гарднера» является эталоном качества выпускаемой продукции и одним из успешно действующих заводов России.

www.gardnerporcelain.com