История «Daum» насчитывает без малого полтора века. В 1878 году Жан Дом открыл свою стекольную мастерскую в городе Нанси, который переживал в тот период увлечение «ботанической» темой. Публика проводила все свободное время в ботанических садах и парках, где её стремились удивить хрупкими орхидеями, голландскими розами и гиацинтами новых сортов. Жан Дом хотел во что бы то ни стало запечатлеть красоту природы. С помощью колориста Генри Берже он украсил свои мастерские сотнями акварелей, которые будили его воображение и вдохновляли на поиски нового направления в искусстве.
Он был не единственным французом, кто предпочёл уехать из перешедших к немцам Лотарингии и Эльзаса и обосноваться в Нанси, последнем французском городе перед границей. В те годы там открылось множество стекольных, мебельных, керамических и прочих ремесленных мастерских. Особенно стекольных — долина Мозеля очень располагала к этому производству (Saint Louis, Baccarat, Lalique — все они родом оттуда).
Жан Дом звёзд с неба не хватал, делал вполне традиционные стеклянные вещи, чего не скажешь о его сыновьях Огюсте и Антонине, которые оказались людьми творческими и амбициозными. В 1891 году они присоединились к мастерской отца и открыли художественный цех. Удивительно яркая и талантливая компания мастеров, собиравшаяся в "цехе", позже войдёт в историю как основатели школы Нанси: мебельщик Луи Майорель, художник Виктор Пруве и, главное, дизайнер Эмиль Галле. Последний был уже достаточно известен, на универсальной выставке в Париже 1878 года он получил четыре золотые медали за свою керамику. Все вместе и по отдельности друзья работали в новом стиле, который получил название арт-нуво. Собственно, в Париж он пришёл именно из Нанси. Созданная с их участием коллекция получила Гран-при на Всемирной выставке 1900 года – публику поразили не только утончённые формы, но и невиданные техники: многослойное и многоцветное стекло, похожее на античные камеи, и электрические лампы со светящимися абажурами из расписанного стекла, на котором проступали целые пейзажи.
Цветное стекло было изобретено ещё 5 тысяч лет назад, когда наши предки пытались создавать из него флаконы, амулеты и украшения, позже найденные в гробницах фараонов. Техника его создания успешно использовалась в течение нескольких веков, а потом была столь же успешно забыта. И лишь в конце XIX столетия её возродили, а скульптор Генри Кросс поставил её на службу «Daum”.
Уже в начале 1920-х «Daum» сменили направление: они привнесли в стекло
геометрические резкие формы, ставшие отличительной чертой грядущего арт-деко.
На выставке 1925 года компания снова произвела фурор, получив заказ на
создание посуды для знаменитого лайнера "Нормандия". Умение тонко и точно
чувствовать эпоху позволило компании на протяжении более чем 100 лет не
просто успевать за модой, а создавать её, меняя при этом не только формы,
но и сами технологии.
Менялись стили, вкусы, кумиры, менялись и коллекции «Daum». Не менялась
только концепция, придуманная ещё братьями Дом,— работать с самыми прогрессивными
художниками и быть в авангарде любого течения. Чем дальше, тем больше марка
отходила от идеи практической пользы. Конечно, отдельные предметы носят
условные названия "ваза", "зеркало", "блюдо", но в принципе «Daum» — это
фабрика по производству произведений искусства. Её вещи покупают не для
того, чтобы ставить в них цветы или класть фрукты, их покупают с той же
целью, что картины и скульптуры. Количество художников и дизайнеров, с
которыми работала фабрика, достигло 350. Это сливки артистического и дизайнерского
сообщества: Дали, Кокто, Арман, Пикассо, чета Лаланн, Гаруст и Бонетти,
Старк, Гион, Робба, Мари и другие.
Последняя авторская коллекция «Daum» создана Жоржем Браком. Незадолго
до своей смерти, в начале 1960-х, эксцентричный абстракционист решил перевести
свои картины в трёхмерное изображение. Он успел нарисовать 110 эскизов
скульптур, объединив их в серию «Les Metamorphoses», но до воплощения дело
не дошло. В течение последующих 40 лет эскизы переходили из рук в руки,
пока не оказались у «Daum», который их и воплотил в жизнь.
Изделия марки «Daum» интересны не только с художественной точки зрения,
но и с технической. С того момента, как руководство фабрикой приняли братья
Дом, технологии постоянно менялись и совершенствовались в зависимости от
того, что больше подходило актуальному на тот момент стилю. В эпоху арт-нуво,
чтобы передать сложные формы и орнаменты, стекло травили кислотой и гравировали
на точильном круге, сплавляли из нескольких слоёв и покрывали эмалью, вставляли
в него другие материалы и искусственно старили. В период арт-деко Поль
Дом, сын Огюста, разработал новую технологию, которая отлично соответствовала
стилю, требовавшему прямых линий и геометрических орнаментов. Прежде чем
наносить гравировку, он замораживал стекло, отчего оно становилось похожим
на покрытый инеем лёд. Слово "хрусталь" вошло в лексикон марки при нем
же. В конце 1930-х годов он пересмотрел состав используемого сырья, и вместо
стекла фабрика начала работать с хрусталём. А фирменная техника марки pate
de verre ("тесто из стекла") начала использоваться на фабрике только в
1968 году. Правда, технологи «Daum» изобрели этот древний способ изготовления
стекла заново и, главное, заменили стекло на хрусталь.
Работа в технике pate de verre — зрелище не такое впечатляющее, как обычное
производство стекла. Здесь нет огнедышащих печей, красных от жары стеклодувов.
Едва ли не самый сложный и важный этап — это изготовление формы на основе
рисунка художника. Она проходит четыре стадии — глина, пластик, воск и
гипс, прежде чем стать полноценной формой, которую можно использовать в
производстве. Готовая гипсовая форма годится для изготовления только 50
экземпляров, после чего выкидывается, и все начинается заново. В форму,
согласно подробному рисунку, засыпаются крупицы и осколки хрусталя разных
цветов — и не дай бог ошибиться: цвет выйдет не таким, как задумано. Заполненные
формы отправляются в печь, где проводят от нескольких дней до нескольких
недель, медленно расплавляясь до температуры 1000 градусов по С и потом
медленно остывая. Момент сбивания гипса с хрустальной модели самый захватывающий
— как момент высвобождения бабочки из кокона. Хотя это только постороннему
взгляду кажется, что вещь готова. Дальше следует долгая и кропотливая обработка
— откалывание лишних частей, шлифовка, полировка и т. д.
Необходимо учесть, что при плавке смешиваются неодинаковые по форме и
размеру кусочки хрусталя, причём в сложной последовательности, и процесс
этот невозможно полностью проконтролировать, поэтому каждое изделие от
«Daum» абсолютно уникально. Хрусталь получается плотным, не до конца прозрачным,
тяжёлым, похожим скорее на камень – яркий и светящийся изнутри. Это сходство
мастера «Daum» любят обыграть и подчеркнуть – изделия часто оставляют чуть
матовыми, тёплыми, не доводя до характерного хрустального блеска.
Эти вазы вызывают возглас восхищения, до того они роскошны и прекрасны.
Они настолько хороши, что, на первый взгляд, вовсе не нуждаются в цветах,
напротив, живые цветы померкнут на их фоне, будут подавлены их величественной
красотой. Но в том-то и искусство дизайнеров дома «Daum», что стоит поставить
в их творения букет, как ваза начинает играть, хрустальные цветы и настоящие
пребывают в удивительной гармонии, как бы дополняют друг друга: бутоны
из стекла не знают увядания, живые же цветы смертны, но зато ароматны.
В течение 20 лет «Daum» сотрудничал с Майорелем, который комбинировал
с хрусталём металл. В результате этого сотрудничества родилась и замечательная
серия ламп, которые не просто украшают интерьер, а сами по себе являются
произведением искусства.
Такое же умиление вызывают и изящные статуэтки от «Daum». Голубовато-бирюзовая цапля — совершенна, шоколадная кошка, глядящая на вас умными глазами, кажется, сейчас выгнет спину и замурлычет. Красота pate de verre притягивает величайших современных скульпторов, создающих оригинальные эксклюзивные работы для процветающего вот уже более 100 лет дома «Daum».
Компания взяла за правило приглашать актуальных и знаковых художников своего времени – в их числе успели побывать Дали, Кокто, Арман, Пикассо, Сезар и Бонетти. Не желая отставать от современных веяний, сегодня марка сотрудничает с Филиппом Старком, Хилтоном Макконнико и Ричардом Орлински, создавшими для Daum яркие и провокационные коллекции.
«Daum» расширяет и обновляет свои коллекции произведений искусства, не боясь неожиданных комбинаций, все ещё совершенствует технику, гордится тем, что её изделия украшают собрания знаменитейших музеев, продаются на аукционах, ценятся коллекционерами всего мира.