Не каждое хрустальное производство смогло так плотно вписать свое имя в историю, как это удалось Баккара (Baccarat). 250 лет назад Людовик XV приказал открыть завод для выпуска стеклянных изделий. Так началась история бренда, ставшего символом Франции и французского стиля.
В 1764 году француский король Луи ХV дал разрешение эпископу Меца монсеньору де Монморанси-Лаваль основать в деревне Баккара, на востоке Франции и Лотарингии, стекольный завод. Получив из рук короля пакет на стекловарение, эпископ быстро превратил регион из охотничьих угодий в один из важнейших экономических районов страны. Производство сводилось к оконным стеклам, зеркалам и бокалам, пока в 1816 году не была введена в эксплуатацию первая печь, которая позволяла изготавливать хрусталь. К тому времени фабрика, на которой работало около 3000 рабочих, досталась бельгийскому промышленнику Эме-Габриелю д’Артигу, который привез с собой секрет варки хрусталя. И сегодня - это самая большая ценность Baccarat.
Успех был молниеносным: свой первый заказ мануфактура получила в 1823 году - это был хрустальный сервиз для короля Франции Людовика ХVIII. В то время только именитые семьи страны могли позволить себе иметь хрустальную роскошь, поэтому первыми заказчиками хрустальных изделий стали королевские особы, влиятельные и знаменитые персоны.
Затем новая сенсация - в 1827 году была изготовлена первая во Франции хрустальная люстра, а в 1839 году парижане любовались цветным хрусталем в магазине Baccarat. С тех пор красочная палитра сияет всеми цветами радуги – от мягких светлых янтарных тонов, розовых и аквамариновых, до темного”оникса”-черного хрусталя. Его составляющие компоненты находятся под строгим секретом до сих пор.
В 1832 году хрустальные заводы Baccarat, Saint-Louis и Choisy-Le-Roy сливаются в торговое сообщество Launay, Hautin & Cie, которое начинает издавать иллюстрированный каталог продукции.
Управляющие мануфактурой понимали, что заказы императорских домой - это не единственный путь развития. Задача состояла в том, чтобы расширить свое производство на более широкие массы населения, войти не только в каждый дом, но и в сознание людей.
Этого удалось достичь с помощью простого бокала для красного вина. Он
был придуман и выпущен в 1841 году и назван Харкорт (Harcourt) – толстостенный
бокал с характерными обрезанными краями и собственным дизайнерским стилем
похожий на королевские средневековые кубки. В дополнение в бокалу были
выпущены рюмки, графины, штофы, кувшины, вазы для фруктов в том же стиле.
Коллекция понравилась самому Наполеону III. У Harcourt появилось множество
вариаций: в цвете, с серебром и позолотой, черная версия Darkside от Филиппа
Старка. До сих пор коллекция Harcourt является одной из эмблем марки Baccarat.
Ее стиль не изменился и сегодня.
Хрустальные изделия фирмы пользовались большой популярностью во второй половине ХIХ века. Их отличали пышные формы, высокий уровень исполнения и сложная огранка изделий. Начиная с 1855 по 1978 год Baccarat трижды завоевывает золото на Всемирных выставках в Париже. В 1857 году происходит очередное расформирование компании, и остается лишь Baccarat, которая регистрирует торговую марку в Коммерческом суде Парижа и неизменно ею пользуется до 1936 года. С 1936 года фигурирует новая подпись Baccarat- травленная кислотой или шлифовка - полное название компании заглавными буквами, либо строчными.
Начиная с середины 90-х годов ХIХ века Baccarat открывает свои отделения в Азии и Америке, а с 1896 года начинает принимать заказы из России.
Еще в 1867 году на изделия завода обратил внимание российский император Александр I. Будучи на выставке в Париже, он приобрел люстру в 24 подсвечника, которую подарил императрице. С этих пор дом Романовых стал большим поклонником Baccarat. Царь Николай II лично нарисовал эскизы для канделябров, которые заказал хрустальному заводу Baccarat. И это был не единственный заказ из России. Русская знать восторженно отзывалась о творениях французских мастеров Baccarat. Заказов из России было настолько много, что даже одна из печей завода полностью работала для России, были даже специализированные цеха для изготовления заказов из России: «Русская гравюра», «Русская зала», «Русское гранение». Сервиз «Царский», выполненный для Зимнего дворца, стал ярким образцом стиля арт-нуво. Сам великий Фаберже сотрудничал с мастерами «Баккара». Мастера передавали своё умение из поколения в поколение. Сохранялись не только старые традиции, но возникали и новые тенденции в производстве хрустальных изделий.
Шло время, а слава знаменитого хрусталя Baccarat росла. За два с половиной века своего существования мануфактура одинаково уверенно пережила мировые войны и революции, индустриализацию XIX века и глобализацию XX. И сделала это всё, надежно опираясь на жизнь тех, кто поколениями был связан с производством драгоценного хрусталя. Несмотря на мировые катаклизмы, Baccarat расширяла свою географию. Президент США Франклин Рузвельт, принц Уэльский, император Японии и, конечно же, все президенты Франции постоянно заказывали изделия из хрусталя Baccarat.
Стекольная фабрика максимально пыталась расширить сферы своей деятельности.
В начале ХХ века парфюмер Франсуа Коти придумал для каждого аромата создавать
свой флакон. Baccarat сразу же включилась в работу и уже в 1907 году начала
сотрудничать с парфюмерными домами Coty, Guerlain, Houbigant, Bourgeois.
Производство флаконов достигло 4000 штук в день. Для разработки дизайна
приглашались лучшие художники, готовые одеть изысканные ароматы в шикарные
хрустальные наряды. С фабрикой Baccarat работал известный дизайнер Рене
Лалик, чья фантазия, элегантный и изысканный вкус смогли воплотиться в
неповторимые и изящные хрустальные флаконы. Виртуозная техника исполнения
и декоративная обработка, достигавшая во многих изделиях совершенных форм,
позволили фабрике выполнять заказы для таких брендов как Элизабет Арден,
Версачи, Кристиан Диор, Ланком, Монтана и многих других.
Изящество и утонченность хрусталя нашли свое воплощение в знаменитых ювелирных изделиях Baccarat. Золотые и серебряные ожерелья, кольца, серьги в сочетании с хрусталем принесли фабрике известность и позволили уверенно сохранять лидируещее место среди конкурентов.
Сегодня ассортимент продукции, выпускаемой Baccarat, настолько широк, что трудно перечислить все позиции. Это роскошная посуда в классическом и современном стиле, подсвечники, фигурки животных, вазы, шкатулки, флаконы для духов, бижутерия. Baccarat выпускает изделия из прозрачного и цветного хрусталя, а также из комбинированного хрусталя. Например, великолепны своей оригинальностью бокалы дизайнера Филиппа Старка, внутренний слой которых выполнен из черного хрусталя, а наружный – из прозрачного, или ваза, в которой цветы не стоят, а лежат. Благодаря сотрудничеству с ним, о Baccarat завговорили не только поклонники дорогого хрусталя. Кензо Токада, Арик Леви, Андре Путман- вот неполный список дизайнеров, работавших с Baccarat.
В 1964 году очень торжественно отмечалось 200-летие фирмы в Лувре. В Елисейском дворце до сих пор для торжественных приемов используют сервизы Baccarat.
С 2005 года фирма принадлежит американской инвестиционной компании Starwood Capital. Отдельные работы компания выставляет в двух собственных музеях. Один из них непосредственно расположен в Баккара (Musee Baccara), другой находится в Париже.