Анна Стасенко и Вячеслав Леонтьев

Работы этих художников трудно оставить без внимания. Они имеют свой собственный стиль и совершенно не похожи на работы других мастеров. И дело скорее всего не в самой скульптуре, а в том, как изумительно и неповторимо она расписана. Они не работают на количество, каждая скульптурка оригинальна, нет двух одинаковых росписей, именно поэтому они уникальны. Коллекционерам иногда приходится ждать некоторое время, пока их заказ будет исполнен, потому что именно роспись изделия требует самой тщательной проработки. Кто же они - эти создатели таких уникальных и загадочных существ?

 

Анна Стасенко и Вячеслав Леонтьев –профессиональные художники-графики. Они наши современники, оба родились в Украине в середине 60-х, окончили Харьковское художественное училище. Потом был Харьковский промышленный институт, затем аспирантура. Оба получили специальность искусствоведа, но первая специализация – графика - так и осталась приоритетной. А потом жизнь свела их с керамикой Виталия Калашникова и Елены Аксёновой. Последние успешно делали бижутерию из керамики и предложили Анне и Станиславу к ним присоединиться. Так они и проработали в этом проекте несколько лет, многому научившись у своих учителей. Керамика стала их основной работой и «хлебом».

 

Позже Анна и Станислав пришли к созданию своего творческого проекта и стали делать собственную уникальную керамику. О своих фигурках мастера говорят так: «пластика «на взгляд» графика». Как рассказывают Анна и Станислав, фарфор они выбрали за его «послушность» и податливость – с ним можно работать, по их признанию, даже «на коленке» в отличие от металла или стекла. За то его и любят.

 

Они создают мистических и фантастических существ, которые нравятся людям, хотя специально никогда этому не учились. Их фарфоровые фигурки будто ожившие жители затерянного волшебного мира, каждый из них особенный, непохожий ни на кого.

 

Мастерам часто задают вопрос: как они создают свои скульптуры, размер которых колеблется от 4 до 40 см.? Как правило, скульптуры создаются на заказ. Иногда в ответ на пожелания заказчика удаётся сразу предложить решение, некоторые идеи вынашиваются месяцами. Изредка вещь придумывается в таких подробностях, что сразу же воплощается в материале, но чаще всего следует прорисовка модели в эскизах, что требует большего времени для воплощения.

 

Для уменьшения веса и во избежание растрескивания при обжиге фигурки лепятся пустотелыми. Это относится к фаянсовым изделиям и изделиям из технического фарфора. Для таких изделий не требуется дополнительных форм, и их можно лепить руками. Для изделий из тонкого фарфора обязательно делается форма для литья из гипса, а сам образец лепится из пластилина. Пластилиновая модель должна быть немного крупнее будущей скульптуры, поскольку при обжиге фарфор несколько уменьшается в размере. С пластилинового оригинала снимается гипсовая форма, которая может состоять из нескольких частей. Но, чтобы извлечь отливку, порой этого бывает мало, приходится разделять скульптурку на части и по отдельности извлекать разные элементы - голову, хвост или лапы. 

 

В готовую собранную форму вливается шликер -- жидкая взвесь фарфоровой массы. Вода из шликера впитывается в гипс формы и на её стенках откладывается более плотный слой. Когда этот слой набирает достаточную толщину, лишний шликер выливается, форма подсыхает, её можно разобрать и вынуть отливку.

 

Свежую, ещё влажную отливку можно очень сильно изменить по форме и объёму -- долепить, приклеить детали (литые и лепные) и, наконец, аккуратно зачистить поверхность. В этом виде она готова к обжигу.

 

Если для росписи нужна белая поверхность бисквитного фарфора, вещь можно обжигать сразу до окончательного спекания массы. Но если предполагается доклеить особенно мелкие и хрупкие детали, или окрасить массу солями, или покрыть прозрачной фарфоровой глазурью, или в некоторых других случаях, то вещица обжигается в несколько этапов.

 

Обожжённая вещь расписывается эмалями и надглазурными красками и обжигается снова. Роспись, как правило, идёт в несколько этапов: разные глазури требуют разной температуры обжига и обжигаются последовательно. Последний, самый низкотемпературный обжиг -- обжиг золотого люстра -- оказывается пятым или шестым по счёту.

 

Для росписи мастера используют американские глазурные краски Duncan и итальянские глазури Colorrabia.

 

Анна и Станислав берутся за все, что им интересно. Они остаются графиками, занимаются каллиграфией, промышленным дизайном и керамикой, продолжая радовать нас своими неповторимыми работами.

www.farfora.com